Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

«Меланхолия» (1514 г.) — самая загадочная из «Мастерских гра­вюр» и одна из любимых работ са­мого Дюрера. Античная и средневе­ковая медицина различала четыре человеческих темперамента, из ко­торых непредсказуемым считался именно меланхолический. Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам — они нескладны, неуживчи­вы, неудачливы, им чаше, чем обла­дателям других темпераментов, уг­рожают нищета, болезни, безумие. Однако именно меланхоликам по­кровительствует Сатурн, а божест­во этой планеты, по античным ми­фам, старше других богов, ему ведомы сокровенные начала Вселен­ной. Поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Счита­лось, что все выдающиеся люди: по­эты, законодатели, философы — меланхолики. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гра­вюр» духовным автопортретом мас­тера. Крылатая женщина — своеоб­разная муза Дюрера — неподвижно сидит, подперев голову рукой, сре­ди разбросанных в беспорядке ин­струментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное — один из символов меланхолическо­го темперамента — изображено и на других гравюрах цикла: собака сопровождает Всадника и спит в ке­лье Святого Иеронима.

Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла серии «Мастерских гравюр»: все они со­держат откровенный рассказ худож­ника о себе — о том, что человек, одарённый свыше, чужд окружа­ющим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий ры­царь; о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою ке­лью — единственное в мире место, где он может стать самим собой.

548

 

 

 

Альбрехт Дюрер.

Рыцарь, Дьявол

и смерть. Гравюра из цикла «Мастерские гравюры». 1513 г.

 

 

Альбрехт Дюрер.

Меланхолия. Гравюра из цикла «Мастерские гравюры». 1514 г.

смерть» (1513 г.), «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» (1514 г.) — художественная исповедь Дюрера, блестящее воплощение дум худож­ника о смысле человеческой жизни, о самом себе, которыми он поделил­ся со зрителем.

В 1520—1521 гг. Дюрер с семейством путешествовал по рейнским землям и Нидерландам, был принят императором Карлом V в Ахене, по­сетил Антверпен, Брюссель, Брюгге и Гент. Местные художники повсю­ду принимали его с почётом, вели­чая «князем живописцев».

Последние годы жизни Дюрер провёл в Нюрнберге за работой над трактатами «Руководство к из­мерению» и «Четыре книги о про­порциях». Стареющий бездетный мастер спешил поделиться своими секретами с потомками. Одна из немногих живописных работ тех лет - диптих «Четыре апостола» (1526 г.), подаренный Дюрером нюрнбергскому городскому Совету. Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и еванге­листа Марка. Могучие фигуры свя­тых с трудом вписываются в тесное пространство досок. Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены, их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у Павла) кажутся разноцветными половинами приоткрытого занаве­са. За ними — фигуры Петра и Марка, погружённые в черноту фона, на котором выделяются высо­кий лоб Петра и вдохновенно горя­щие глаза Марка. Картины сопро­вождают тщательно подобранные тексты из писаний изображённых здесь святых, общий смысл кото­рых - предостережение. Мастер увещевал своих сограждан остере­гаться ересей и лжепророчеств, чтобы «не принять за Божественное слово человеческих заблуждений». Альбрехт Дюрер умер в Нюрн­берге в 1528 г. на пятьдесят вось­мом году жизни. После пего оста­лось более шестидесяти картин и несколько сотен гравюр.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz