Предыдущая Следующая
«Меланхолия»
(1514 г.)
— самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого
Дюрера. Античная и средневековая медицина различала четыре человеческих
темперамента, из которых непредсказуемым считался именно меланхолический.
Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам —
они нескладны, неуживчивы, неудачливы, им чаше, чем обладателям других
темпераментов, угрожают нищета, болезни, безумие. Однако именно меланхоликам
покровительствует Сатурн, а божество этой планеты, по античным мифам, старше
других богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной. Поэтому лишь
меланхоликам доступна радость открытий. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты,
законодатели, философы — меланхолики. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что
позволяет назвать третью из «Мастерских гравюр» духовным автопортретом мастера.
Крылатая женщина — своеобразная муза Дюрера — неподвижно сидит, подперев
голову рукой, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом
с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное — один из символов
меланхолического темперамента — изображено и на других гравюрах цикла: собака
сопровождает Всадника и спит в келье Святого Иеронима.
Гравюра
«Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла серии «Мастерских гравюр»: все они
содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одарённый
свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий
рыцарь; о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью —
единственное в мире место, где он может стать самим собой.
548
Альбрехт
Дюрер.
Рыцарь,
Дьявол
и
смерть. Гравюра из цикла «Мастерские гравюры». 1513 г.
Альбрехт
Дюрер.
Меланхолия.
Гравюра из цикла «Мастерские гравюры». 1514 г.
смерть» (1513 г.), «Святой Иероним в
келье» и «Меланхолия» (1514 г.)
— художественная исповедь Дюрера, блестящее воплощение дум художника о смысле
человеческой жизни, о самом себе, которыми он поделился со зрителем.
В 1520—1521
гг. Дюрер с семейством путешествовал по рейнским землям и Нидерландам, был
принят императором Карлом V в Ахене, посетил Антверпен, Брюссель, Брюгге и Гент.
Местные художники повсюду принимали его с почётом, величая «князем
живописцев».
Последние
годы жизни Дюрер провёл в Нюрнберге за работой над трактатами «Руководство к измерению» и «Четыре
книги о пропорциях». Стареющий бездетный мастер спешил поделиться своими
секретами с потомками. Одна из немногих живописных работ тех лет - диптих
«Четыре апостола» (1526 г.),
подаренный Дюрером нюрнбергскому городскому Совету. Две картины изображают
апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка. Могучие фигуры святых с
трудом вписываются в тесное пространство досок. Иоанн и Павел стоят ближе к
зрителю, они ярко освещены, их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у
Павла) кажутся разноцветными половинами приоткрытого занавеса. За ними —
фигуры Петра и Марка, погружённые в черноту фона, на котором выделяются высокий
лоб Петра и вдохновенно горящие глаза Марка. Картины сопровождают тщательно
подобранные тексты из писаний изображённых здесь святых, общий смысл которых -
предостережение. Мастер увещевал своих сограждан остерегаться ересей и
лжепророчеств, чтобы «не принять за Божественное слово человеческих
заблуждений». Альбрехт Дюрер умер в Нюрнберге в 1528 г. на пятьдесят восьмом
году жизни. После пего осталось более шестидесяти картин и несколько сотен
гравюр. Предыдущая Следующая
|