Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Город казался бедным и маленьким, но в 1873 г. Генрих Шлиман нашёл в нём богатейший клад (всего сто восемьдесят три веши), названный им «кладом Приама». В другие сезоны раскопок он обнаружил ещё несколько «кладов». Состоявшие порой всего из не­скольких вещей «клады» не прятали от врагов, как ис­торики полагали раньше. Скорее их приносили в жертву богам — может быть, во имя спасения горо­да. Это объясняет, почему в них были изношенные, по­ломанные, чинёные, горелые и недрагоценные веши. Вероятно, в Трое серебро ценили дороже золота (оно встречается реже) и перед захоронением «кладов» часть серебряных вещей ритуально сжигали.

Шедеврами троянского ювелирного искусства счи­таются две золотые диадемы — большая и малая. Обе изготовлены из многих тысяч деталей: колечек, собран­ных в цепочки, ромбических бляшек, символических фигурок Великой богини, листиков, покрывающих цепочки снаружи. Малая диадема — ажурная и лёгкая, у неё нечётное число височных подвесок (по семь с ка­ждой стороны). Нечётное число в древности считалось мужским — у греков оно посвящалось богу света Апол­лону. Большая диадема, напротив, более массивная, с длинными подвесками, число которых чётное (по во-

Золотые серьги. Найдены Г. Шлиманом во время раскопок Трои. Копия.

Топор-молот. Найден Г. Шлиманом во время раскопок Трои.

98

 

 

семь с каждой стороны). Она предназначалась для женщины. Диадему устилают крошечные золотые листики, образующие плотный покров. Кроме того, у неё нет собственно ленты, повязываемой вокруг головы. Её заменяет цепочка. Вероятно, эти две диадемы наде­вали в торжественных случаях троянские царь и цари­ца. Золотые диадемы, поблёскивавшие многочислен­ными бляшками и подвесками, обрамляли лица правителей, чета которых представала отражением не­бесной пары — Солнца и Луны. По-видимому, их но­сили на высоких шапках-коронах.

Четыре топора-молота, найденные Шлиманом, в древности насаживались на деревянные стержни. Они использовались в ритуальных церемониях — оче­видно, во время жертвоприношения, как о том сви­детельствуют греческие мифы. Один топор, имеющий следы износа, сделан из афганского лазурита: он тём­но-синий, с изящными бежевато-золотистыми про­жилками. Другие три выточены, вероятно, из мест­ных камней — разновидностей нефрита и жадеита благородного зелёного тона, с вкраплениями. Все четыре предмета очень большие, в длину достигают четверти метра, на двух найдены следы обкладки зо­лотым листом. Строгость форм и совершенство пропорций кажутся невероятными. Однако ещё более загадочны способы, которые применялись в III тыся­челетии до н. э., чтобы столь идеально отшлифовать и отполировать изделия, — топоры из «кладов» сверкают, как зеркало. Этим великолепным троян­ским находкам нет аналогов в искусстве древности.

Малая диадема.

Найдена Г. Шлиманом во время раскопок Трои в 1873 г.

Арфист. Кикладский идол. Мрамор. Около 2800 — 2200 гг. до н. э. Национальный музей, Афины.

Великая богиня. Кикладский идол. Мрамор. 2700 — 2300 гг. до н. э. Национальный музей, Афины.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz