Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

99

 

 

Микенская

псевдоамфора

из гробницы на острове

Кос. XII в. до н. э.

Так, во дворце Пилоса на стенах комнаты, смежной с центральным залом, была изображена священная процессия, ведущая на заклание быка. Огромное животное подавля­ет маленькие фигуры людей. При­ёмы такого рода, используемые на ранних этапах развития живописи, на Крите уже не встречались. Здесь же чувствуется грубоватая и менее искусная, даже отчасти «варвар­ская» рука.

В другой знаменитой фреске из дворца в Тиринфе — «Орфей» — за­метно несоответствие маленькой фигуры музыканта и огромной тяже­ловесной птицы. Могучий летящий голубь кажется фантастическим ги­гантом, музыкант же мал и беспомо­щен. Реальные соразмерности ве­щей нарушены из-за их смыслового неравенства. Голубь, очевидно вопло­щающий небесное божество (Аф­родиту, как позднее у эллинов), для художника значительно важнее смертного человека. Диспропорции такого рода тем более заметны, что в росписи отсутствует природная среда — тот пейзаж, полный звуков

и запахов трав, который был так лю­бим в искусстве критян. Нейтраль­ный одноцветный фон, на котором разворачивается сюжет, остаётся не­мым и непроницаемым. Персонажи росписи — охотники или воины, ге­рои новых, микенских тем, отсутст­вовавших у минойцев, показаны не­ловкими, застывшими.

Ведущая тема критских роспи­сей — изображение священной про­цессии — продолжает существовать и в микенское время. Однако преж­де богиню-жрицу чествовали юно­ши, а теперь только девушки несут дары своей владычице. Мужское на­чало резко усилилось в искусстве ми­кенского времени. В соответствии с традицией, донесённой «Илиадой» Гомера, в этом обществе господ­ствовал мужчина, отец, глава рода. У минойцев же был, судя по всему, ма­триархат — власть женщины в роду.

Образ женщины, внешне следу­ющий минойской традиции, тоже понимается иначе. Одна из фигур в тиринфском дворце, так называемая «Тиринфянка», — отдалённое эхо кносской «Парижанки». Сохрани-

Тиринфянка. Фрагмент фрески из дворца в Тиринфе. XIII в. до н. э. Национальный музей, Афины

Микенянка. Фрагмент фрески из Микен. Около 1300 г. до н. э. Национальный музей, Афины.

100

 

 

лись постановка фигуры в профиль, одежда и даже причёска. Однако трепет жизни совершенно исчез из росписей. Плотные, словно эмалевые краски заполняют участки рисунка, подчёркнутые контурами. Вместо живых и чувственных образов, ещё недавно царивших в минойской жи­вописи, на фресках появились за­стывшие, подчёркнуто декоратив­ные, стилизованные формы.

Ещё сильнее различия в миной­ской и микенской живописи выра­жены в фигуре «Микенянки» — фрагменте фрески, найденной в од­ном из домов «нижнего города» Ми­кен. Это изображение гораздо боль­ше отличается от критского, чем «Тиринфянка». Компактная головка, крутые, сильно развёрнутые плечи и совершенно иной профиль, с корот­ким носиком и тяжёлым подбород­ком, создали образ микенской ари­стократки, яркий и резковатый. Голубовато-синие, насыщенные красно-порфировые, нежные сереб­ристые и палевые тона сменились горячими жёлтыми, ярко-красны­ми, глухими чёрными.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz