|
99 Микенская псевдоамфора из
гробницы на острове Кос.
XII в. до н. э. Так, во
дворце Пилоса на стенах комнаты, смежной с центральным залом, была изображена
священная процессия, ведущая на заклание быка. Огромное животное подавляет
маленькие фигуры людей. Приёмы такого рода, используемые на ранних этапах
развития живописи, на Крите уже не встречались. Здесь же чувствуется грубоватая
и менее искусная, даже отчасти «варварская» рука. В другой
знаменитой фреске из дворца в Тиринфе — «Орфей» — заметно несоответствие
маленькой фигуры музыканта и огромной тяжеловесной птицы. Могучий летящий
голубь кажется фантастическим гигантом, музыкант же мал и беспомощен.
Реальные соразмерности вещей нарушены из-за их смыслового неравенства. Голубь,
очевидно воплощающий небесное божество (Афродиту, как позднее у эллинов), для
художника значительно важнее смертного человека. Диспропорции такого рода тем
более заметны, что в росписи отсутствует природная среда — тот пейзаж, полный
звуков и запахов
трав, который был так любим в искусстве критян. Нейтральный одноцветный фон,
на котором разворачивается сюжет, остаётся немым и непроницаемым. Персонажи
росписи — охотники или воины, герои новых, микенских тем, отсутствовавших у
минойцев, показаны неловкими, застывшими. Ведущая
тема критских росписей — изображение священной процессии — продолжает
существовать и в микенское время. Однако прежде богиню-жрицу чествовали юноши,
а теперь только девушки несут дары своей владычице. Мужское начало резко
усилилось в искусстве микенского времени. В соответствии с традицией,
донесённой «Илиадой» Гомера, в этом обществе господствовал мужчина, отец,
глава рода. У минойцев же был, судя по всему, матриархат — власть женщины в
роду. Образ
женщины, внешне следующий минойской традиции, тоже понимается иначе. Одна из
фигур в тиринфском дворце, так называемая «Тиринфянка», — отдалённое эхо
кносской «Парижанки». Сохрани- Тиринфянка.
Фрагмент фрески из дворца в Тиринфе. XIII в. до н. э. Национальный музей,
Афины Микенянка.
Фрагмент фрески из Микен. Около 100 лись
постановка фигуры в профиль, одежда и даже причёска. Однако трепет жизни
совершенно исчез из росписей. Плотные, словно эмалевые краски заполняют участки
рисунка, подчёркнутые контурами. Вместо живых и чувственных образов, ещё
недавно царивших в минойской живописи, на фресках появились застывшие,
подчёркнуто декоративные, стилизованные формы. Ещё сильнее
различия в минойской и микенской живописи выражены в фигуре «Микенянки» —
фрагменте фрески, найденной в одном из домов «нижнего города» Микен. Это
изображение гораздо больше отличается от критского, чем «Тиринфянка».
Компактная головка, крутые, сильно развёрнутые плечи и совершенно иной профиль,
с коротким носиком и тяжёлым подбородком, создали образ микенской аристократки,
яркий и резковатый. Голубовато-синие, насыщенные красно-порфировые, нежные
серебристые и палевые тона сменились горячими жёлтыми, ярко-красными, глухими
чёрными. |