|
Критскую
богиню могли олицетворять гора или же дерево. Гора и дерево связывались в умах
людей не с конкретными горами и деревьями, а с универсальными, вселенскими
символами. Археологи обнаружили золотые перстни-печати, на которых персонажи
выдёргивают священное Кносский
дворец. Нижний ярус светового дворика. Частично реконструирован. 87 МИНОЙСКИЕ ВАЗЫ Критские
вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные
по форме и размерам, — от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками
(их называют «яичной скорлупой») до громадных глиняных яйцевидных сосудов —
пифосов, достигавших двух метров в высоту, в которых хранили зерно, вино, воду.
У минойских ваз нет тяжёлых широких поддонов. Они тяготеют к объёмным, сферическим
формам. Аля устойчивости их иногда полностью или частично закапывали в землю.
Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, белую, синюю и чёрную краски.
Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой
природы. Весьма часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы,
осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особенно были любимы цветы —
лилии, тюльпаны, нежные и хрупкие крокусы. Их изображали как в вазонах, так и
на грядках. Но более всего поражают цветы, склоняющие головки под порывами
сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес
близ Феста, откуда происходит их название — вазы «камарес». Ваза «камарес». Старый дворец в Фесте. Около 1850—1700 гг. до н. э.
Археологический музей, Гераклион. Ваза «камарес». Около 1900—1700 гг. до н. э. Археологический музей,
Гераклион. дерево из
почвы или срывают его плоды. То и другое расценивалось в древности как смерть
богини-дерева, наступавшая в определённые моменты календарного года. Это был
очень важный праздник, приуроченный к середине лета: с этого момента силы
солнца начинают убывать. На Крите в
этот день правитель-жрец, считавшийся парой богини, выдергивал из кадки
особое священное дерево, которое росло в храме. С гибелью дерева прекращалась
и жизнь самой богини: её ритуальную смерть изображала супруга правителя
(жреца), представая в исступлённой позе — с ниспадающими локонами, обнажённой
грудью и упёртыми в бока руками. Но закончив свой цикл бытия, она возрождалась:
на некоторых перстнях богиня изображена миниатюрным, парящим в небесах
видением. В одном случае она, со щитом и копьём, напоминает греческую
богиню-воительницу Афину Палладу. В другом — появляется в небе, когда на
цветущем лугу четыре женщины- 88 жрицы
совершают культовый танец. Жрицы кружились и вертелись в танце, обращаясь к
небесам, благодаря чему наступала эпифания («богоявление»), и, более того,
они воспроизводили нисхождение божества в мир людей. Цветы лилии на лужайке в
росписи являются образом богини, но уже старым, отжившим своё на земле. Роль
деревьев, трав и цветов в этом мире была настолько велика, что без них не
мыслилось никакое человеческое деяние. Их изображения встречаются на Крите
повсюду, окружённые ореолом неприкосновенного, тайного, божественного.
Растительное царство выступало в двух формах: естественной — природной,
пребывающей под опекой богов, и культурной — взращённой человеком в условиях
города-дворца. Так, на одной из древнейших кносских фресок «Собиратель крокусов»
цветы показаны растущими на естественных горах и холмах. Их звёздчатые кустики
населяют и другие росписи, например дивную «Синюю птицу» или «Обезьяну и
птицу». Это природный, заповедный мир, где человек всего лишь гость. |