Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

211

 

 

 

тип «вписанного креста»: купол опи­рается не на столбы или колонны, а на внутренние стены, отделяющие углы. Такие храмы проще строить, потому что они не требуют от зод­чих точного расчёта: стены прочнее и устойчивее, чем столбы. Из-за это­го, правда, исчезают цельность, про­зрачность пространства интерье­ров, но зато в плане более нагляден равноконечный греческий крест. Такова пятиглавая церковь Святого Пантелеймона в монастыре Нерези (1164 г.), с прямоугольными бараба­нами боковых глав, напоминающи­ми башни. Она была возведена на средства Алексея Ангела, внука ви­зантийского императора Алексея Комнина, и её росписи исполняли греческие мастера.

В 1191 г. сербские художники расписали маленькую однонефную церковь Святого Георгия в Курбинове. Они явно воодушевлялись фрес­ками Нсрези, но привнесли в них новый оттенок. Греки, работавшие в Пантелеймоновском храме, тяготе­ли к спокойным, монументальным формам, и только в сцене оплакива­ния Христа в трагически надломлен­ных бровях и страдальческой линии губ Марии ощущается стремление передать состояние души. А в Курбинове все персонажи независимо от сюжета охвачены общим пережива­нием: порывисты и стремительны их движения, трепещут и свиваются в причудливые узоры складки одежд.

Грация тонких фигур выглядит, по­жалуй, несколько нарочитой, блед­ные краски — чересчур изысканны­ми, волнение — преувеличенным, однако всё проникнуто хрупким и неотразимым очарованием, кото­рое скорее свойственно искусству западноевропейской готики. Это не удивительно, потому что росписи Курбинова родились на переломе эпох и на стыке культур — греко-ви­зантийской, латино-готической и славянской.

В конце XII в. Стефан Неманя объединил разрозненные островки славянской государственности в Сербское государство. В XIII—XIV вв. оно процветало и расширялось, включив в себя Македонию (до то­го бывшую яблоком раздора между Византией и Болгарией), часть сов­ременной Албании и даже Греции. Поэтому вначале для сербских пра­вителей работали греческие масте­ра. Когда же в XIII в. Византия едва не прекратила своё существование, в искусстве Сербии начали преоб­ладать национальные черты на ос­нове византийского наследия, обогащённого романо-готическими влияниями.

Исследователи отметили, что ни в одной из славянских стран и ни в одной области Византии не строи­ли и не расписывали так много церквей, как в Сербии. Каждый серб­ский король считал своим долгом выстроить новый храм для собст­венной усыпальницы и увековечить себя в храмовых росписях. Сербские мастера оставили потомкам целую галерею таких портретов: в церкви Богородицы в Студенице Богома­терь собственноручно подводит ве­ликого жупана (правителя) Стефана Неманю к трону Христа, а в Возне­сенской церкви монастыря Милешево Христу предстоят король Влади­слав с отцом и братом. Вероятно, любовь к портретированию под­держивалась знакомством с западно-европейским искусством, где порт­реты встречались чаще, чем в Византии.

/Для сербской живописи XIII в. ха­рактерны романская тяжеловатость


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz