|
211 тип
«вписанного креста»: купол опирается не на столбы или колонны, а на внутренние
стены, отделяющие углы. Такие храмы проще строить, потому что они не требуют от
зодчих точного расчёта: стены прочнее и устойчивее, чем столбы. Из-за этого,
правда, исчезают цельность, прозрачность пространства интерьеров, но зато в
плане более нагляден равноконечный греческий крест. Такова пятиглавая церковь
Святого Пантелеймона в монастыре Нерези ( В Грация
тонких фигур выглядит, пожалуй, несколько нарочитой, бледные краски —
чересчур изысканными, волнение — преувеличенным, однако всё проникнуто хрупким
и неотразимым очарованием, которое скорее свойственно искусству
западноевропейской готики. Это не удивительно, потому что росписи Курбинова
родились на переломе эпох и на стыке культур — греко-византийской,
латино-готической и славянской. В конце XII в. Стефан Неманя объединил разрозненные
островки славянской государственности в Сербское государство. В XIII—XIV вв. оно процветало и расширялось, включив в
себя Македонию (до того бывшую яблоком раздора между Византией и Болгарией),
часть современной Албании и даже Греции. Поэтому вначале для сербских правителей
работали греческие мастера. Когда же в XIII в. Византия едва не прекратила своё существование, в
искусстве Сербии начали преобладать национальные черты на основе
византийского наследия, обогащённого романо-готическими влияниями. Исследователи
отметили, что ни в одной из славянских стран и ни в одной области Византии не
строили и не расписывали так много церквей, как в Сербии. Каждый сербский
король считал своим долгом выстроить новый храм для собственной усыпальницы и
увековечить себя в храмовых росписях. Сербские мастера оставили потомкам целую
галерею таких портретов: в церкви Богородицы в Студенице Богоматерь
собственноручно подводит великого жупана (правителя) Стефана Неманю к трону
Христа, а в Вознесенской церкви монастыря Милешево Христу предстоят король
Владислав с отцом и братом. Вероятно, любовь к портретированию поддерживалась
знакомством с западно-европейским искусством, где портреты встречались чаще,
чем в Византии. /Для
сербской живописи XIII в. характерны романская тяжеловатость |