Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Первое живописное произведе­ние художника — «Крест в горах»

(1807—1808 гг.) — создано по заказу владельца замка Течен в Чехии и получило название «Теченский алтарь». Резной крест на вершине скалы — обычный мотив среднеев­ропейского пейзажа того времени. Однако в последних лучах солнца, которое уже опустилось за край гор, он кажется настоящим голгофским распятием. Полотно насыщено бо­гословским смыслом, переданным через земные образы: солнце, скры­тое от зрителя, воплощает Бога От­ца, Христос на кресте освещает су­меречный мир Его отражённым светом, вечнозелёные ели — символ христианской надежды.

Картина вызвала оживлённые спо­ры в обществе. Романтизм как на­правление в немецкой живописи, по сути дела, впервые стал известен ши­рокой публике.

В 1810 г. Фридрих отправил на выставку Академии художеств в Бер­лине две новые работы — «Монаху моря» (1808—1809 гг.) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809—1810 гг.). Возможно, они входили в живопис­ный цикл «Четыре времени года», повествующий о жизни монаха-ски­тальца (излюбленный в те годы пер­сонаж, романтический идеал чело­века). Эти картины имели успех, их приобрёл прусский король Фридрих Вильгельм III, а сам живописец был избран почётным членом Берлин­ской академии.

Первая картина завораживает зри­теля необъятностью морской дали, Вся композиция состоит из раз­ноцветных горизонтальных полос почти белый прибрежный песок с одинокой фигуркой монаха, чёрно-синее море, свинцово-серое, светле­ющее в вышине небо. Основной мо­тив картины — линия горизонта: её скрывают тучи, однако соседство тя­жёлых волн и подвижного неба вы­являет эту линию, и она уводит взгляд зрителя в глубину. Противопоставле­ние маленькой человеческой фигур­ки и лишённой ориентиров панора­мы моря и неба создаёт образ бесконечного пространства.

Тема трагической затерянности человека в огромном мире развита

Каспар Давид Фридрих.

Крест в горах (Теченский алтарь). 1807—1808 гг.

Картинная галерея, Дрезден.

240

 

 

 

Каспар Давид Фридрих.

Монах у моря. 1808—1809 гг.

Государственные музеи, Берлин.

Каспар Давид Фридрих.

Аббатство

в дубовом лесу.

1809—1810 гг.

Государственные музеи, Берлин.

художником во второй картине. В сумерках под сенью зимних дубов и разрушенной церкви силуэты мо­нахов на сером снегу почти неотли­чимы от кладбищенских крестов. В верхней части картины ещё дер­жится ясный серебристый свет зака­та, на фоне которого чётко вырисо­вываются ветви деревьев и переплёты окна готической руины.

Фридрих писал: «Местность, оку­танная туманом, кажется шире, воз­вышеннее, она обостряет фанта­зию, мы с нетерпением чего-то ждём — словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы». В «Зимнем пейзаже с церковью» (около 1811 г.) три башни готического храма, как буд­то повисшие в синеватой мгле тума­на, кажутся воздушным замком или призрачными тенями трёх елей, растущих на переднем плане. Вели­чие Средневековья уходит в небы­тие, как бы говорил художник, чуде­са остались только в мире природы. Ели тоже подобие храма: в их хвое спрятано распятие, перед которым горячо молится калека, отбросив­ший костыли.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz