Предыдущая Следующая
На второй
выставке, устроенной в 1876 г.
Дюран-Рюэлем, в одном зале находились работы Моне, Ренуара и Альфреда Сислея,
среди которых особенно выделялось полотно «Наводнение в Пор-Марли» (1876 г.). Влажная атмосфера
пасмурного дня, тяжёлые сырые облака, нависающие над водой, подёрнутые рябью
отражения деревьев и домов под кистью мастера превращаются в многочисленные
оттенки коричневого, синего и жёлтого. В другом зале располагались работы
Эдгара Дега и Камиля
*Ксилография
(от греч. «ксилон» — «срубленное дерево» и
«графо» — «пишу», «рисую») — гравюра на дереве.
**Воздушная
перспектива — система изображения пространства и предметов на плоскости с
помощью цвета. В ней удалённость предметов передаётся более бледными красками.
326
Писсарро,
отражавшие два художественных полюса импрессионизма. Картина «Балетный класс»
(1875 г.)
Дега — царство бесконечного движения. Рама обрезает фигуры балерин. Это
усиливает ощущение взгляда, на мгновение остановившегося на действии,
происходящем в репетиционном зале. «Пейзаж с большими деревьями» (1875 г.) Писсарро, напротив,
наполнен солнечным светом и воздухом, в которых растворяются стволы деревьев и
фигура женщины.
В том же 1876 г. критик Эдмон Дюранти
(1833—1880), тесно общавшийся с художниками, описал в статье «Новая живопись»
научные основы их живописного метода: «В работе над цветом они сделали
настоящее открытие, которое... заключается в том, что освещение в природе
изменяет краски, что солнце стремится вернуть их в световой комплекс,
сливающий семь призматических лучей в один неокрашенный поток, который и есть
дневной свет. Целая серия непосредственных наблюдений постепенно привела к
расчленению солнечного света на составные элементы, чтобы потом восстановить
его единство в общем созвучии всех цветов радуги, наносимых художником на свои
полотна. Этот совершенно исключительный результат является следствием как
добросовестного отображения увиденного, так и глубокого изучения теории
цвета».
В 1877 г., готовясь к
очередной выставке, члены группы приняли решение называться импрессионистами,
не выставляться в Салоне и выпустить давно задуманный журнал «Импрессионизм».
На этой выставке Ренуар представил работы, свидетельствовавшие о зрелости его
художественного стиля. На полотне «Качели» (1876 г.) показана будничная
сценка в парке, преображённая солнечным светом, падающим на фигуры людей,
деревья и землю. Картина «Мулен де ла Галетт» (1876 г.) запечатлела гулянье
парижан (среди которых друзья и знакомые художника) в саду популярного
танцевального зала на
Клод
Моне. Бульвар Капуцинок. 1873
г.
Государственный
музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
Альфред
Сислей. Наводнение в Пор-Марли. 1876
г. Музей Орсе, Париж.
327
Эдгар
Дега.
Балетный
класс. 1875 г.
Музей Орсе, Париж.
Огюст
Ренуар.
Обнажённая,
освещённая солнцем. Этюд. 1875—1876 гг. Музей Орсе, Париж.
Огюст Ренуар.
Портрет мадемуазель С. (Портрет актрисы Жанны Самари). 1878 г. Государственный музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва. Предыдущая Следующая
|