Предыдущая Следующая
Антуан Бурдель.
Голова Аполлона.
1900 г.
Музей А. Бурделя, Париж.
420
Антуан Бурдель.
Геракл, стреляющий из
лука. 1909 г.
Музей Орсе, Париж.
В 1912 г. Бурдель закончил статую
Пенелопы, терпеливой супруги Одиссея. Похожая на колонну древнего храма, эта
статуя словно символ устойчивости и равновесия. Она олицетворяет собой
всепобеждающую женскую силу.
Бурдель покинул Родена в 1908 г. Ученик освободился
от влияния учителя. Роден, бюст которого в 1909 г. изваял Бурдель,
похож на весёлого и хитрого бога Пана (этого мифологического персонажа
скульптор создал в следующем году, внеся в образ лесного бога оттенок
гротеска).
Все последующие работы Бурделя
говорят о том, что он искал в скульптуре закономерности, свойственные
архитектуре. Вскоре у мастера появилась возможность попробовать силы в
оформлении архитектурного сооружения. Богатый финансист Габриэль Тома,
поклонник искусств и обладатель нескольких работ Бурделя, в 1911 г. начал строительство
здания театра на Елисейских Полях в Париже.
Удачными оказались две композиции
Бурделя 1912 г.,
предназначенные для простенков между окнами первого и второго этажей боковых
фасадов. «Танец» навеян выступлениями известных танцовщиков Айседоры Дункан и
Вацлава Нижинского (они гастролировали тогда в Париже). «Музыка» создана
скульптором под впечатлением от барельефов античного памятника — «Трона
Людовизи».
В год завершения этих композиций
Бурдель получил заказ от правительства Аргентины на возведение памятника
национальному герою — генералу Альвеару, возглавившему борьбу страны за
освобождение от испанского владычества. Бронзовый конный монумент был готов в 1917 г. В течение восьми лет
— с 1912 по 1920 г.
— скульптор работал над четырьмя аллегорическими фигурами для постамента —
Силой, Победой, Красноречием и Свободой. Памятник аргентинскому герою стал для
Бурделя новым этапом в творчестве. У него спокойная, уравновешенная
композиция, свойственная произведениям античности или эпохи Возрождения.
В 10-х гг. XX столетия
Бурдель стал популярен в Париже. Он участвовал вместе с Роденом в организации
скульптурной школы, а с 1909
г. и до самой смерти преподавал в частной парижской
художественной школе Гранд Шомьер. В начале 20-х гг. прошли персональные выставки
Бурделя в странах Европы и по всему миру. Его называли первым скульптором
Франции. У мастера появилось огромное количество заказов, среди которых не было
ни
Антуан Бурдель.
Пенелопа. 1912 г. Музей А. Бурделя,
Париж.
*Одиссей (Улисс) — в
древнегреческой мифологии царь острова Итака, участник осады Трои, главный
герой эпоса Гомера «Одиссея». Пенелопа, жена Одиссея, ждала возвращения мужа
двадцать лет. Её образ — символ супружеской верности.
**Пан — в древнегреческой
мифологии бог стад, покровитель пастухов. Он изображался в виде человека с
козлиными рогами, копытами
***Мраморные барельефы «Трона
Людовизи» (около 470 г.
до н. э.) изображают сцену рождения Афродиты, женщину, приносящую жертву
богине любви и красоты, и девушку-флейтистку. Предыдущая Следующая
|