|
К На картине
крик передан не только напряжённой яркостью красок, ложащихся широкими
извивающимися полосами, но и образом главного героя. Маленький невзрачный Эдвард
Мунк. Мадонна.
452 Эдвард
Мунк. Крик. человек
кричит, зажав голову руками, и в крике сотрясается всё его тело. Спутники
героя удаляются, даже не оборачиваясь; их фигуры растворяются в предзакатных
лучах солнца, оставляя после себя атмосферу ледяного равнодушия. Хотя жизнь
художника охватывает почти всю первую половину XX в., лучшие произведения он создал на рубеже
веков. Позднее Эдвард Мунк получал престижные заказы и правительственные
награды, к нему относились как к классику норвежского искусства, но его
работы, тоже хорошие, всё же не были такими пронзительными, как раньше. ДЖЕЙМС ЭНСОР (1860—1949) Джеймс
Энсор родился и жил в бельгийском портовом городе Остенде. Его отец,
англичанин, держал лавку, в которой продавались экзотические товары. Морские
раковины, карнавальные маски, разнообразные сувениры с детства окружали
будущего художника. Джеймс Энсор. Изгнание Адама и Евы из рая. Королевский музей изящных искусств, Антверпен. Джеймс Энсор. Христос, усмиряющий бурю. Королевский музей изящных искусств, Антверпен. Эти работы
отдалённо напоминают стиль английского художника Уильяма Тернера, полотна
которого Энсор не раз копировал. На картине «Изгнание Адама и Евы из рая» сияющая
первозданными красками земля выглядит мокрой, скользкой, испаряющей влагу после
летнего дождя. Над ней блестит солнце; оно золотит облака и освещает оранжевые
тела первых людей, пытающихся скрыться в этом неведомом мире. Работа написана
свободными мазками, положенные густо краски словно сами творят Вселенную. Второе
полотно выглядит ещё фантастичнее. Стихии неба и воды слились в сверкающем
красками единстве. Облака несутся по грозовому небу, огромная волна
низвергается в море потоками воды. В центре — утлое судёнышко с маленькой
фигурой Христа. Исходящее от Него сияние даёт надежду на обретение равновесия
в разбушевавшейся стихии. 453 Джеймс
Энсор. Въезд
Христа в Брюссель на масленицу 1889 года. Королевский
музей изящных искусств, Антверпен. В |