Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

К 1893 г. относится самая знаме­нитая картина Мунка — «Крик», кото­рую справедливо считают предвосхи­тившей искусство экспрессионизма. Художник сам изложил её содер­жание в пояснении к сделанной в 1895 г. литографии: «Я прогуливал­ся с двумя друзьями вдоль улицы — солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет, — и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смер­ти, и оперся на парапет. Над городом и над чёрно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи. Мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял, пригвождённый к месту, дро­жа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».

На картине крик передан не толь­ко напряжённой яркостью красок, ложащихся широкими извивающи­мися полосами, но и образом глав­ного героя. Маленький невзрачный

Эдвард Мунк.

Мадонна. 1894 г. Национальная галерея, Осло.

452

 

 

 

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Коммунальный музей искусств, Осло.

человек кричит, зажав голову рука­ми, и в крике сотрясается всё его тело. Спутники героя удаляются, да­же не оборачиваясь; их фигуры рас­творяются в предзакатных лучах солнца, оставляя после себя атмос­феру ледяного равнодушия.

Хотя жизнь художника охватыва­ет почти всю первую половину XX в., лучшие произведения он создал на рубеже веков. Позднее Эдвард Мунк получал престижные заказы и пра­вительственные награды, к нему от­носились как к классику норвежско­го искусства, но его работы, тоже хорошие, всё же не были такими пронзительными, как раньше.

ДЖЕЙМС ЭНСОР

(1860—1949)

Джеймс Энсор родился и жил в бель­гийском портовом городе Остенде. Его отец, англичанин, держал лавку, в которой продавались экзотиче­ские товары. Морские раковины, карнавальные маски, разнообраз­ные сувениры с детства окружали будущего художника.

Джеймс Энсор. Изгнание Адама и Евы из рая. 1887 г.

Королевский музей изящных искусств, Антверпен.

Джеймс Энсор. Христос, усмиряющий бурю. 1891 г.

Королевский музей изящных искусств, Антверпен.

Эти работы отдалённо напоминают стиль английского художника Уильяма Тернера, по­лотна которого Энсор не раз копировал. На картине «Изгнание Адама и Евы из рая» сияю­щая первозданными красками земля выглядит мокрой, скользкой, испаряющей влагу после летнего дождя. Над ней блестит солнце; оно золотит облака и освещает оранжевые тела первых людей, пытающихся скрыться в этом неведомом мире. Работа написана свободны­ми мазками, положенные густо краски словно сами творят Вселенную.

Второе полотно выглядит ещё фантастичнее. Стихии неба и воды слились в сверкаю­щем красками единстве. Облака несутся по грозовому небу, огромная волна низвергается в море потоками воды. В центре — утлое судёнышко с маленькой фигурой Христа. Исхо­дящее от Него сияние даёт надежду на обретение равновесия в разбушевавшейся стихии.

453

 

 

 

Джеймс Энсор.

Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года. 1888 г.

Королевский музей изящных искусств, Антверпен.

В 1877 г. Энсор поступил в Брюс­сельскую академию художеств. Через три года он вернулся домой и начал работать самостоятельно. Вначале он увлёкся импрессионизмом. Одна­ко искусство старых голландских и фламандских мастеров, с работами


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz