Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90-х гг. XVI в.) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г.) — встречи апосто­лов с воскресшим Христом представ­лены как незатейливые бытовые сцены. Но система живописных при­ёмов придаёт им совсем иной смысл. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространст­ва. Источник света в композициях не показан: очевидно, художник имел в виду не реальное освещение, а Бо­жественный свет, который озаряет учеников и подчёркивает их удивле­ние, беззащитность и глубокую вну­треннюю растерянность перед тай­ной общения с Богом.

Микеланджело да Караваджо.

Корзина с фруктами. 1596 г.

Пинакотека Амброзиана, Милан.

Микеланджело да Караваджо.

Вакх с чашей в руках. Около 1593 г.

Галерея Уффици, Флоренция.

*Вакх — одно из имён Диониса, бога виноградарст­ва и виноделия в древнегре­ческой мифологии.

21

 

 

У героев Караваджо часто грубо­ватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Но натурализм живописного языка — это лишь способ передать духовную

Микеланджело да Караваджо. Ужин в Эммаусе. 1599 г. Национальная галерея, Лондон.

Микеланлжело да Караваджо. Призвание апостола Матфея. 1599—1600 гг. Церковь Сан-Луиджи деи Франчези, Рим.

слабость человека перед лицом Бо­га. Художник словно спорил с мас­терами эпохи Возрождения, стре­мившимися через общение с Богом показать силу и красоту человече­ского духа.

На рубеже XVI—XVII вв. Каравад­жо создал два цикла картин на сю­жеты из жизни апостолов.

Три картины, посвящённые апо­столу Матфею, были написаны для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме в 1597—1600 гг. (одна из них погиб­ла в 1945 г.). Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг.). Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «...Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по име­ни Матфей, и говорит ему: следуй за Мною». Слева в потоке света пока­зана группа людей, занятых подсчё­том денег, среди которых Матфей. Справа в тени появляется в сопро­вождении апостола Петра Христос, жестом повелевающий Матфею ид­ти за Ним. Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на се­бя, словно вопрошая, действитель­но ли к нему относится призыв Спасителя.

Тему призвания человека на слу­жение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме (1600—1601 гг.). Картина «Обращение Савла» повест­вует о том, как Савл, будущий апос­тол Павел, а тогда яростный пресле­дователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?». Событие, изменившее всю жизнь Савла, показано художником с тра­гической выразительностью. Свет, излучаемый Христом, ослепляет его, приводит в ужас и заставляет в бес­силии упасть под ноги лошади. Мас­сивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и неволь­но отвлекает зрителя от фигуры Савла, от этого ещё острее чувству­ется его беспомощность. На карти­не «Распятие апостола Петра» вели­кий проповедник учения Христа,


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz