|
В середине 50-х гг.
строительная техника переживала настоящую революцию. Всё более широко использовались
возможности современных материалов: тонкостенного бетона, алюминия, пластмасс,
синтетических плёнок (надувные сооружения) и др. Именно тогда обрело реальную
почву высказывание бразильского зодчего Оскара Нимейера: «Я стою за
неограниченную свободу пластических форм, противопоставляя их рабскому
подчинению соображениям техники и функционализма». С середины 50-х гг. архитектура
Запада — это пёстрый, разнообразный мир. Представители зародившегося в Англии
направления — брутализма (от англ. brutal —
«грубый»), считая главным содержанием архитектуры строительство, выставляли
напоказ конструктивную основу сооружения. Примером может служить здание
редакции журнала «Экономист» в Лондоне ( Конец 60-х гг. — время «переоценки
всех ценностей» в западной культуре. Подверглась сомнению возникшая в 20-х гг.
традиция современной архитектуры с её идеалами функционализма и порядка. Новая
концепция строительного искусства, ставшая в 70—90-х гг. господствующей,
получила название постмодернизма. Архитекторы-постмодернисты
жертвуют логикой и «чистотой Эро Сааринен. Аэровокзал компании TWA. 1960—1962 гг. Нью-Йорк. Эро Сааринен. Аэровокзал компании TWA. Интерьер. 1960—1962 гг. Нью-Йорк. 516 МАЛЫЙ ДBOPEЦ СПОРТА В РИМЕ Малый
Дворец спорта (итальянцы называют его Палацетто) был построен в 1956—1957 гг. в
ходе подготовки к Римской Олимпиаде Пьер
Луиджи Нерви (1891—1979) получил не архитектурное, а инженерное образование.
По его убеждению, конструктивная ясность, разумность — естественные свойства
человека и мира. Нерви видел в законах природы не оковы, а опору, говоря: «Наш
век будет знаменит в отдалённом будущем тем, что в его течении зародился
„стиль" следования законам физики, которые нельзя изменить». В постройках
Нерви техническое и художественное начала слиты воедино и обогащают друг друга. Здание
Палацетто перекрыто плоским куполом, который опирается на тридцать шесть
вилообразных пилонов (массивных столбов); их наклон продолжает линию кривизны
купола, придавая силуэту постройки и устойчивость, и парящую лёгкость. Вторая
группа наклонных опор поддерживает чашу зрительского амфитеатра на четыре
тысячи мест. Сплошной пояс окон под куполом связывает зал с внешним миром;
вместе с тем спортивное поле, предназначенное для баскетбольных и теннисных состязании,
получает прекрасное освещение. Купол
Малого Дворца спорта (его толщина вместе с гидро- и теплоизоляцией составляет
всего двенадцать сантиметров) построен из армоцемента — материала,
изобретённого Нерви. Зодчий впервые применил его в |