|
в единичных постройках, всё же
обретали признание и получали распространение. Технические открытия, новые
материалы и конструкции изменили методы строительства. Камень и дерево
уступили место стали и железобетону, алюминию и стеклу, а затем и пластмассам.
На первых порах научно-технические новшества использовались при возведении
построек в духе существовавших архитектурных норм и традиций. Но в конце концов
они заставили совершенно по-иному взглянуть на архитектуру. Зародившиеся в
конце XIX в. идеи рационализма и конструктивизма (когда архитектура прежде всего
ориентировалась на физические свойства материалов и конструкций, и всё это
находило отражение в форме здания) получили мощные стимулы и развились в новое
направление — функционализм. Внешний облик
«функциональной» постройки отражал не только её конструкцию, но и внутреннюю планировку,
которая определялась практическим назначением (функцией). Таким образом, если
раньше все элементы сооружения подчинялись форме, то теперь здание могло
приобрести форму в зависимости от назначения. Термины «рационализм»,
«конструктивизм», «функционализм» нередко употребляют как синонимы, причём
определяют ими не направление или стиль, а творческий метод. Архитекторы-функционалисты
разрабатывали проекты типового жилищного строительства, возводили крупные
жилые комплексы. Признавая только утилитарность, т. е. пользу и
целесообразность, функционализм считал излишними декоративные мотивы, отвергал
национальные традиции. Поэтому он получил название международного
(интернационального) стиля. Разумеется, наряду с новыми
течениями всегда существовали и неоклассические, и такие, которые использовали
традиции национальных школ. Но в любом случае очевидна центральная мысль зодчих
XX в.: воздействуя на среду обитания человека, улучшая условия его жизни,
архитектура может служить средством справедливого обустройства общества. «Архитектура
или революция» — так решительно ставил проблему французский мастер Ле Корбюзье.
Удобное жилище, наполненное воздухом и светом, и столь же комфортабельные
рабочие места должны были сделать человека счастливым. Стремясь наделить жильём
огромное множество людей, функционалисты искали наиболее экономичные способы
возведения зданий из деталей и конструкций промышленного производства. Поэтому
формы построек предельно упрощались. В основном они сводились к
параллелепипеду (такие здания часто называют «коробками»), реже — к сфере,
цилиндру. Надо отметить, что при массовом строительстве эти дома иногда
оказывались не очень удобными, так как проектировщики не всегда учитывали
климатические особенности местности, индивидуальные интересы жильцов,
конкретные условия строительства. И главное, такая архитектура ограничивала
творческое начало. Но всё же лучшие произведения архитектуры XX в.
гармонично соединяют художественное творчество с новыми техническими
возможностями. ВАЛЬТЕР ГРОПИУС
И «БАУХАУЗ» Вальтер Гропиус (1883—1969)
родился в Берлине в семье потомственных архитекторов. С 1903 по |