Предыдущая Следующая
С 1893 г. Райт стал работать
самостоятельно. Стремясь найти новые выразительные средства в архитектуре, он
выработал собственный стиль, получивший название «стиль прерий». Позднее, в 1908 г., архитектор
напишет: «У прерии своя собственная красота, и наша задача -распознать и
подчеркнуть эту призрачную красоту. Отсюда... нависающие карнизы, низкие
террасы и уединённые частные сады, скрытые за оградами». Стиль прерий сформировался
в серии домов, построенных Райтом на рубеже веков. Это, например, собственный
дом в Оук-парке (1889 г.),
дом Уинслоу в Ривер-Форест (1893
г.), дом Уиллитса в Хайленд-парке (1902 г.), дом Роби в Чикаго
(1909 г.).
Вытянутые по горизонтали очертания небольших изящных построек прекрасно вписывались
в окружающий пейзаж.
Фрэнк Ллойд Райт.
Дом архитектора. 1889 г.
Оук-парк.
Фрэнк Ллойд Райт.
Дом Уинслоу. 1893 г. Ривер-Форест.
*Прерия (от франц. prairie —
«луг») — североамериканская степь.
512
«Дома прерий» уже можно определить
понятием органичная архитектура, которым сам
Райт характеризовал свой стиль. Для него органичность означала включение
построек в ландшафт, свободные композиции, применение природных материалов
(дерева, камня) не только снаружи, но и в интерьере, внимание к человеческим
нуждам и чувствам. За десять лет архитектор построил более ста частных домов,
каждый раз создавая нечто уникальное, учитывая не только особенности
окружающей местности, но и характер, привычки заказчиков.
В 1904 г. Райт возвёл административное
здание Ларкин-билдинг в Буффало, в 1904—1906 гг. — церковь в Оук-парке, где
одним из первых применил в качестве строительного материала бетон.
Приезд Райта в 1909 г. в Европу (он посетил
Англию, Германию, Австрию, Италию, Грецию) способствовал его огромному здесь
успеху. В 1910 г.
в Берлине состоялась персональная выставка Райта. В 1910 и 1911 гг. были изданы
альбомы работ мастера, широко распространившие его идеи и упрочившие их влияние
на европейскую архитектуру. Популярность Райта в Европе не спадала даже в 20-х
гг. — в период, когда на родине архитектор сталкивался с непониманием и
неприятием своего искусства: его упрекали в индивидуализме, в том, что он
противопоставил себя «всей Америке», международному стилю, основанному на
строгом рационализме (позднее зодчий вспоминал: «Они почти убили меня»).
Крупнейший экономический
кризис конца 20-х — начала 30-х гг. заставил Райта искать пути удешевления
строительства. Он, «мастер каменной кладки», теперь счёл возможным создавать
архитектурные конструкции из элементов заводского изготовления. Его новые
проекты учитывали применение железобетона и стекла. Именно стекло — «тонкие
листы отвердевшего воздуха, сдерживающие воздушные потоки снаружи и внутри», —
Райт воспевал как основной материал
Фрэнк Ллойд Райт. Церковь.
1904—1906 гг. Оук-парк.
Фрэнк Ллойд Райт. Дом
Роби. 1909 г.
Чикаго.
513
Фрэнк Ллойд Райт.
Здание компании «Джонсон и
сын». Интерьер. 1936—1939 гг. Расин.
современности. «Светотень
составляла „искусство" архитектора прошлого. Позволим же Современности
теперь работать со светом, световой диффузией; отражение света — свет ради
света, тени же получатся сами. Машина делает современными эти удивительные
новые возможности стекла» — так говорил он на лекции, прочитанной в
Принстонском университете в 1930
г. Предыдущая Следующая
|