Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

С 1893 г. Райт стал работать само­стоятельно. Стремясь найти новые выразительные средства в архитек­туре, он выработал собственный стиль, получивший название «стиль прерий». Позднее, в 1908 г., архитек­тор напишет: «У прерии своя собст­венная красота, и наша задача -распознать и подчеркнуть эту при­зрачную красоту. Отсюда... нависаю­щие карнизы, низкие террасы и уединённые частные сады, скрытые за оградами». Стиль прерий сформи­ровался в серии домов, построен­ных Райтом на рубеже веков. Это, например, собственный дом в Оук-парке (1889 г.), дом Уинслоу в Ривер-Форест (1893 г.), дом Уиллитса в Хайленд-парке (1902 г.), дом Роби в Чикаго (1909 г.). Вытянутые по го­ризонтали очертания небольших изящных построек прекрасно впи­сывались в окружающий пейзаж.

Фрэнк Ллойд Райт.

Дом архитектора. 1889 г.

Оук-парк.

Фрэнк Ллойд Райт.

Дом Уинслоу. 1893 г. Ривер-Форест.

*Прерия (от франц. prairie — «луг») — североаме­риканская степь.

512

 

 

«Дома прерий» уже можно опре­делить понятием органичная архи­тектура, которым сам Райт харак­теризовал свой стиль. Для него органичность означала включение построек в ландшафт, свободные композиции, применение природ­ных материалов (дерева, камня) не только снаружи, но и в интерье­ре, внимание к человеческим нуждам и чувствам. За десять лет архитектор построил более ста частных домов, каждый раз создавая нечто уникаль­ное, учитывая не только особенно­сти окружающей местности, но и ха­рактер, привычки заказчиков.

В 1904 г. Райт возвёл админист­ративное здание Ларкин-билдинг в Буффало, в 1904—1906 гг. — цер­ковь в Оук-парке, где одним из пер­вых применил в качестве строи­тельного материала бетон.

Приезд Райта в 1909 г. в Европу (он посетил Англию, Германию, Авст­рию, Италию, Грецию) способствовал его огромному здесь успеху. В 1910 г. в Берлине состоялась персональная выставка Райта. В 1910 и 1911 гг. были изданы альбомы работ мастера, широко распространившие его идеи и упрочившие их влияние на евро­пейскую архитектуру. Популярность Райта в Европе не спадала даже в 20-х гг. — в период, когда на родине архитектор сталкивался с непонима­нием и неприятием своего искусст­ва: его упрекали в индивидуализме, в том, что он противопоставил себя «всей Америке», международному стилю, основанному на строгом ра­ционализме (позднее зодчий вспо­минал: «Они почти убили меня»).

Крупнейший экономический кризис конца 20-х — начала 30-х гг. заставил Райта искать пути удешев­ления строительства. Он, «мастер каменной кладки», теперь счёл воз­можным создавать архитектур­ные конструкции из элементов за­водского изготовления. Его новые проекты учитывали применение же­лезобетона и стекла. Именно стек­ло — «тонкие листы отвердевшего воздуха, сдерживающие воздушные потоки снаружи и внутри», — Райт воспевал как основной материал

Фрэнк Ллойд Райт. Церковь. 1904—1906 гг. Оук-парк.

Фрэнк Ллойд Райт. Дом Роби. 1909 г. Чикаго.

513

 

 

 

Фрэнк Ллойд Райт.

Здание компании «Джонсон и сын». Интерьер. 1936—1939 гг. Расин.

современности. «Светотень состав­ляла „искусство" архитектора про­шлого. Позволим же Современности теперь работать со светом, световой диффузией; отражение света — свет ради света, тени же получатся сами. Машина делает современными эти удивительные новые возможности стекла» — так говорил он на лекции, прочитанной в Принстонском уни­верситете в 1930 г.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz