|
531 Анри Матисс. Натюрморт с раковиной. О живописи Матисса говорят,
что она музыкальна. То же можно сказать и о графике. Его рисунки пером просты
и изысканны. Подчас мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы
изображение обрело жизнь, «зазвучало». В Матисса называли живописцем
роскоши в мире, где царит нищета. Соглашаясь с таким определением, французский
писатель Луи Арагон справедливо добавлял: «...и света — в мире, терзаемом
мраком». Спокойствие духа царит в работах художника даже в трагические годы
Второй мировой войны. Он упрямо продолжал восславлять красоту и ценность жизни
(«Натюрморт с раковиной», «Нужно уметь сберечь свежесть
детства в восприятии вещей, не утратить наивности», — сказал однажды Матисс. В
последние годы жизни, когда художнику уже трудно было писать маслом, он стал
делать вырезки из цветной бумаги. Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в
цвет» — это ещё один способ находить идеальные соотношения цвета и линии на
плоскости. Не случайно мастер настаивал на термине «декупаж», что означает
«вырезки», «выкройки» (в противовес коллажу — «наклеиванию»). В конце жизни Матиссу посчастливилось
осуществить давнюю мечту о синтезе искусств: в Стоящее на холме здание сияет
белизной, а его бело-голубая крыша похожа на небо с облаками. Венчает капеллу
ажурный металлический крест. Благодаря цветным витражам всё внутреннее
пространство храма словно пронизано цветами неба. Капелла была построена для
маленькой общины доминиканских монахинь, однако с момента открытия она стала
местом паломничества туристов со всего мира. Анри Матисс. Попугайчик и сирена. Фрагмент. Стеделийк-музей, Амстердам. Огромная
композиция из цветных наклеек по прихоти художника соединяет земные и морские
«джунгли» в фантастический орнамент из ажурных пальмовых листьев и стилизованных
водорослей. В белом пространстве между ними россыпь синих гранатов (гранат —
символ плодородия), которая чуть дробит и усложняет общий ритм. И ещё две
чудо-фигурки просматриваются сквозь сказочные узоры цветных пятен; слева синий
силуэт попугая, справа вверху — сирены. Эта одновременно простая и изысканная
композиция очень декоративна. 532 ЭКСПРЕССИОНИЗМ В истории искусств термин экспрессионизм
(от лат. expressio —
«выражение») применим к широкому кругу явлений. И всё же как определённое
течение в изобразительном искусстве экспрессионизм объединяет прежде всего
творчество группы художников, работавших в Германии перед Первой мировой
войной. С конца XIX в. в
немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства.
Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по
внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается.
Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Появился интерес
к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Заново
открывались художественные достоинства экзотического искусства Африки,
Дальнего Востока, Океании. Всё это отразилось на формировании нового течения в
искусстве. |