Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Главное средство выразитель­ности в работах Пикассо «голубого периода» — линия. Монохромность (одноцветность) картин лишь под­чёркивает напряжённую силу замк­нутого контура.

В 1905—1906 гг. Пикассо уже по­стоянно жил в Париже. На дверях его скромного ателье на Монмартре (районе в Париже, где селились бед­ные художники, литераторы, музы­канты) висела табличка: «Место встречи поэтов». Среди друзей Пи­кассо — поэты-авангардисты Гийом Аполлинер, Жан Кокто, Поль Элюар. Он сблизился с художниками моло­дого поколения и вскоре стал цент­ральной фигурой этого сообщества.

Постепенно Пикассо изменил цвета палитры на ало-золотисто-розовые (отсюда и название — «ро­зовый период»), общая грустная тональность картин смягчилась. Главные персонажи «розового пе­риода» — бродячие артисты, цирка­чи. Их бедный и вольный мир спло­чён прочнейшими узами душевного родства, братства, общей судьбы

549

 

 

 

и трудов. Художник изображал их на фоне странных пустынных ланд­шафтов. Эта, казалось бы, реальная среда выглядит как иная планета, за­гадочное пространство, отделяю­щее его наивных и мудрых героев от всех остальных людей.

В конце «розового периода» у Пи­кассо появились картины, навеян­ные античной классикой, — с обна­жёнными юношами, ведущими и купающими лошадей («Мальчик с лошадью», 1905—1906 гг.; «Водо­пой», 1906 г.), с обнажёнными де­вушками. Здесь нет щемящей жало­сти, неприкаянности и трагизма. Поэзия античного мифа ещё не раз войдёт в творчество художника, по­стоянно возвращая его к непреходя­щим ценностям, к красоте, испол­ненной достоинства.

Мастер обращался и к скульпту­ре, которую называл «комментарием к живописи», много работал в гра­фике. Как и некоторые другие ху­дожники его поколения, он пленился африканской скульптурой, обнаружив в ней наивную чистоту и непосредственность, способные об­новить художественное сознание.

В 1907 г. в течение очень корот­кого времени Пикассо написал по­лотно «Авиньонские девицы», вы­звавшее громкий скандал. С этой даты ведётся отсчёт истории ку­бизма.

Позже, в период так называемо­го аналитического кубизма, услож­няя свою задачу, Пикассо дробил изображение, превращая его в моза­ичный узор. Такова «Девушка с веером» (19Ю г.). Пикассо-кубист расчленяет форму, чтобы прочувст­вовать и точнее передать составля­ющую её материю. Но разрушающее начало здесь не главное. Важнее, что из мозаики деталей художник созидает на холсте новую гармонию и новую форму.

В третий кубистический период своего творчества — период синтети­ческого кубизма — помимо картин Пикассо создал серию коллажей. Об­рывки газет, визитные карточки, та­бачные обёртки, «вмонтированные» в картины, в его руках становились эффектным художественным средст­вом. Парадоксально и неожиданно сочетал он реальные предметы с красочной поверхностью («Мандоли-

Пабло Пикассо.

Девушка с веером. 1910 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Пабло Пикассо.

Кларнет и скрипка. 1912—1913 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

550

 

 

 


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz