|
Фактура
(лат. factura — «обработка») — характер поверхности
произведения изобразительного искусства, её обработки. Фарфор
(от перс. «фегфур») — материал, получаемый спеканием глины,
каолина (белой глины) и минеральных добавок, имеющий белый плотный (непористый)
черепок; изделия из этого материала. Фасад
(от итал. faccia — «лицо») — внешняя сторона, внешний вид,
вертикальная поверхность здания или его части. Фаянс
(от названия
итальянского города Фаэнца) — материал, получаемый спеканием глины с
минеральными добавками, имеющий мелкопористый (в отличие от фарфора) черепок и
стекловидное покрытие, закреплённое обжигом — глазурь; изделия из этого материала. Филигрань
(итал. filigrana, от лат. fllum — «нитка» и «granum» — «зерно») — 639 витые узоры
из тонкой металлической проволоки, то же, что скань. Фовизм
(от франц. fauve — «дикий») — течение во французской
живописи начала XX в., для которого характерно предельно интенсивное звучание открытых
цветов, сопоставление контрастных окрашенных плоскостей, заключённых в
обобщённый контур, сведение формы к простым очертаниям при отказе от
светотеневой моделировки и линейной перспективы. Фонарь
— то же, что эркер; то же, что лантерна. Фреска
(от итал. fresco — «свежий», «сырой») — живопись по сырой
штукатурке темперой. Фриз
(франц. frise) — декоративная композиция (изображение или
орнамент) в виде полосы на стене, ковре, паркете и т.
д. Фронтон
(франц. fronton) —- завершение фасада здания
(обычно треугольной формы), образованное скатами крыши и карнизом. Функционализм
(от лат. functio — «исполнение») — направление в архитектуре XX в., утверждающее главенство практических функций, жизненных человеческих
потребностей в определении планов и форм сооружений. Футуризм
(от лат. futurum — «будущее») — литературно-художественное
направление начала XX в. в Италии и России.
Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её
проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники,
высоких скоростей и темпов жизни. Для живописи футуризма характерны
«энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами, в ней
преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эллипсы,
воронки. Один из основных принципов футуристической картины — симультанность
(одновременность), т. е. совмещение в одной композиции разных моментов
движения. Хор
(греч. «хорос») — в западноевропейских церквах
первоначально место перед алтарём, предназначенное для певчих; позднее вся
восточная (алтарная) часть храма. Хоры
— верхняя (на
втором ярусе) открытая галерея, балкон внутри церкви или зала. На хорах
располагались певчие, музыканты, а также орган. Центрическое
здание — здание в форме
круга, квадрата или многоугольника, симметричное относительно вертикальной
оси. Цоколь
(итал. zoccolo) — нижняя, обычно несколько выступающая
часть наружной стены здания, сооружения, памятника, лежащая на фундаменте. Шатёр
— завершение центрических построек (колоколен, башен, храмов и др.) в
виде четырёхгранной или многогранной пирамиды либо конуса. |