|
В старости Рембрандта преследовали
утраты: в В нищете и забвении ушёл из
жизни великий мастер, подаривший миру около шестисот пятидесяти картин,
множество гравюр и рисунков, мастер, о произведениях кото- Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына.
1668—1669 гг. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург. 78 рого два века спустя
французский живописец Эжен Делакруа сказал: «...правда — самое прекрасное и редкое
на свете». ЯН ВЕРМЕР И
ДЕЛФТСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ Особую роль в художественной
жизни Голландии второй половины XVII в. играл Делфт —
небольшой город, прославившийся производством фаянса, стекла, ковров и декоративных
тканей. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, традиционной темой
которой был интерьер. В этом жанре работали Эмманюэл де Витте (между 1616 и
1618-1692) и Питер де Хох (1629 — около 1685). Эмманюэл де Витте, переселившийся
в Делфт в Питер де Хох изображал скромный
уют бюргерского дома. Пребывание этого художника родом из Роттердама в Делфте
(конец 50-х — начало 60-х гг. XVII в.) совпадает с
расцветом его творчества. В ясных и гармоничных интерьерах де Хоха открытые
окна или двери уводят зрителя в мир улицы или во внутренние покои дома («Мать
у колыбели», 1658—1662 гг.; «Служанка с ребёнком во дворике», Около Эмманюэл де Витте. Интерьер церкви. Государственный Эрмитаж.
Санкт-Петербург. Питер де Хох. Хозяйка и служанка. Около 79 БЫТОВОЙ ЖАНР С начала XVII столетия в голландской живописи развивалось
новое направление — бытовой жанр. Любимой темой художников стали сиены из
жизни «весёлого общества». Праздничный
быт щеголеватых кавалеров и дам на этих полотнах полон иносказательных деталей
— дань старонидерландской традиции. Чаще всего здесь скрываются прописные
истины бюргерской морали. Так, ваза со льдом, в которой охлаждают вино, символизирует
умеренность; обезьянка — дьявола, подстерегающего беззаботных гуляк.
Географическая карта на стене придаёт домашней сценке «всемирный» масштаб. В 40—60-х
гг., в пору расцвета творчества Рембрандта, самым знаменитым живописцем в
Голландии был его ученик Герард Доу (1613—1675) из Лейдена. В отличие от своего
учителя он умел и любил нравиться публике. Всё его наследие состоит из
однотипных, безукоризненно написанных сценок, обычно открывающихся зрителю в
проёме большого окна. Земляком
Рембрандта был и Ян Стен (около 1626— 1679), помимо занятий живописью
содержавший трактир. Большинство его полотен беспорядочно заполнено множеством
предметов, как будто художник боится пустоты. |