Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

70

 

 

 

 

«ДАНАЯ» РЕМБРАНДТА

Судьба этого произведения Рембрандта загадочна и драматична. Хотя на картине имеется авторская дати­ровка — 1636 г., знатокам наследия мастера она всегда казалась более поздней работой. Для раннего перио­да его творчества ещё не характерны образы такой глу­бины и силы. Тёплая золотистая тональность красок так­же появляется на полотнах художника лишь начиная с 40-х гг. В 1966 г. картину исследовали с помощью рент­геновских лучей в лаборатории Эрмитажа, и эти со­мнения разрешились. Произведение действительно было исполнено в 30-е гг., но десять лет спустя подвер­глось глубокой авторской переделке.

В древнегреческой мифологии Даная — дочь аргосского иаря Акрисия (Аргос — город в Древней Греции на полуострове Пелопоннес), который, получив пред­сказание, что погибнет от руки внука, запер её в мед­ный дворец. Но бог Зевс, влюблённый в Данаю, пре­вратился в золотой дождь и проник в её покои.

Первоначально Рембрандт написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Однако позднее художник

заменил их потоком света, который льётся из глуби­ны, играет на атласе и парче ложа, ласково омывает тело зачарованной, ещё полусонной Данаи. Её фигу­ра также была переписана. Как показали исследова­ния, вначале Рембрандт изобразил в облике Данаи обильно украшенную драгоценностями Саскию. В окончательном варианте внешность героини изме­нилась, на ней поубавилось украшений, выражение ли­ца стало более поэтичным и естественным, а жест про­тянутой руки — особенно плавным. Известно, что мастер создал «Данаю» по заказу, но так дорожил этим полотном, что впоследствии выкупил его у на­следников заказчика.

Прославленный шедевр сменил несколько владель­цев, а в 1772 г. был приобретён в Париже для россий­ской императрицы Екатерины II и занял почётное мес­то в коллекции Эрмитажа. В 1985 г. картина пострадала от нападения маньяка, который разрезал полотно но­жом и облил его кислотой. Реставраторы сделали всё возможное, чтобы возвратить «Данаю» зрителям. С ок­тября 1997 г. она вновь выставлена в одном из залов Государственного Эрмитажа.

Рембрандт ван Рейн.

Даная. 1636 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

7 I

 

 

 

Рембрандт ван Рейн.

Три дерева. 1643 г. Офорт.

Картина Рембрандта удивила со­временников. Разумеется, не всем заказчикам, которые добросовест­но оплатили работу живописца,

понравилось то, что рядом изо­бражены посторонние персонажи и что лица некоторых из них засло­нены другими фигурами.

Судьба этого полотна была слож­ной. Многолетняя копоть каминов в зале стрелковой гильдии придала живописи сумрачный, «ночной» ко­лорит, а в начале XVIII в. огромный холст был обрезан с четырёх сто­рон. В XIX в. романтически настро­енные зрители дали картине поэти­ческое название «Ночной дозор». На самом деле нетрудно заметить, что действие происходит днём, око­ло полудня — тени от фигур совсем короткие.

В 40-е гг. XVII в. Рембрандт осо­бенно увлёкся пейзажем. В жизни природы он искал утешения в веч­ной разлуке с Саскией и отдыха пос­ле титанических трудов над больши­ми полотнами. Встретив среди полей три дерева, художник делает


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz