Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Рембрандт ван Рейн. Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока (Ночной дозор). 1642 г. Риксмузей, Амстердам.

72

 

 

 

их «героями» одноимённого офор­та (вид гравюры). Они стоят под па­смурным небом на невысоком хол­ме посреди плоской равнины. Эти три дерева кажутся центром мира, его животворным началом — так яс­но и полнозвучно воплотились в них природные стихии: терпели­вая сила земли — в кряжистых ство­лах, вольное стремление воздуха — в трепетании ветвей и листьев.

В 50-е гг. на долю Рембрандта вы­пало немало испытаний. В 1б49 г. он принял в семью любимую женщи­ну — служанку Хендрикьё Стоффелс. Их брак не был официально оформ­лен, и обывателей раздражала эта «безнравственность». Но и без того публика охладела к художнику — в Голландии вошла в моду манера Антониса ван Дейка: лёгкие, светлые тона; изысканные мелкие мазки, по­ложенные с таким расчётом, чтобы поверхность картины была гладкой.

Рембрандт ван Рейн.

Портрет Яна Сикса.

1654 г.

Собрание Сикс, Амстердам.

Одним из немногих дру­зей Рембрандта в 50-е гг. оставался Ян Сикс — предприниматель, учёный и поэт. Его портрет вну­шает чувство надёжности. Прочно стоящая фигура Сикса освещена холодно­ватым рассеянным све­том. Одухотворённое лицо спокойно и откры­то. Неброский костюм удобен и элегантен. Осо­бую живость образу при­даёт жест руки, надеваю­щей перчатку.

«ЗАГОВОР ЮЛИЯ ЦИВИЛИСА» РЕМБРАНДТА

В 1661 г. Рембрандт получил заказ на живописное полотно для укра­шения новой городской ратуши (зда­ния городского самоуправления). О старом мастере вспомнили лишь потому, что художник, которому первоначально была поручена эта работа, внезапно умер. Рембрандт должен был прославить героизм предков голландцев — батавов, в 69—70 гг. н. э. восставших против римского владычества.

Монументальное полотно разме­ром около шести квадратных метров было создано в короткий срок. Его водрузили на предназначенное ме­сто, но вскоре вернули автору для переделки, а затем заказ вообще был передан бывшему ученику Рем­брандта. Отвергнутую картину ху­дожник от досады (или потому что нуждался в холсте для новых работ) разрезал на куски. От этого гранди­озного замысла сохранились лишь центральная часть полотна и общий набросок композиции.

Художник изобразил вождей восставших племён, которые кля­нутся в верности своему вер­ховному предводителю — Юлию Клавдию Цивилису. Действие про­исходит в священной роще батавов. Бо'льшую часть полотна занимал таинственный и грозный

ночной лес. В центре композиции, очевидно, помещался самый яркий эпизод. Здесь достигающий пре­дельной силы свет сплотил в еди­ное целое спокойные и суровые ли­ца повстанцев, их решительно поднятые руки и скрещенные для присяги мечи.

Рембрандт ван Рейн. Заговор Юлия Цивилиса. 1661 г. Национальный музей, Стокгольм.

73

 

 

 

Рембрандт ван Рейн.

Старик в красном. 1652—1654 гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Рембрандт ван Рейн.

Портрет Титуса. 1656 г. Художественно-исторический музей, Вена.

Рембрандт не мог и не желал пота­кать подобным вкусам. Потерявший заказчиков, оказавшийся на грани ра­зорения, мастер не опускал рук.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz