Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Название этой серии гравюр тоже необычно: оно отражает содержание дискуссий того времени. Мыс­лители XVIII столетия больше не считали заключённо­го преступником, заслужившим муки и пытки, а отождествляли его с больным, которого следует лечить и перевоспитывать. Архитектор, проектирующий зда­ние тюрьмы, тем самым выступал в роли врача, со­здающего благоприятные условия для излечения соци­альных болезней. «Тюрьмы» Пиранези отражают общественные идеалы XVIII в. и одновременно прокла­дывают дорогу новой архитектуре, в которой уже нет места классическим, упорядоченным композициям. Орудия пыток, изображённые на его гравюрах, рас­положены рядом с обломками античных памятников; и те и другие воспринимаются как старый ненужный хлам.

«Тюрьмы» Пиранези оказали огромное влияние на развитие европейской архитектуры — с конца XVIII и вплоть до XX в. Зодчий стал создателем жанра «бумажной архитектуры», экспериментальной и не предназна­ченной для строительства. С тех пор почти каждый ар­хитектор считал необходимым создавать проекты в этом жанре. Отголоски мотивов Пиранези проявляют­ся и в архитектуре наших дней.

Джованни Баттиста Пиранези. Тюрьмы. 1745 г. Гравюры.

125

 

 

 

 

Фердинандо Фуга. Церковь Санта-Мария Маджоре. Фасад. 1734—1750 гг. Рим.

Луиджи Ванвителли, Джузеппе Пьермарини.

Замок Казерта близ Неаполя. 1752—1774 гг. Гравюра.

Винкельмана окончательно скло­нили зодчих на сторону неокласси­цизма.

Самым интересным примером этого стиля можно считать вели­чественный королевский замок Казерта под Неаполем (1752— 1774 гг.). Его сооружали два талант­ливых архитектора — Луиджи Ванви­телли (1700—1773) и его ученик Джузеппе Пьермарини (1734—1808). Монументальное убранство парад­ных залов, напоминающее театраль­ные декорации, парк с огромным водным каскадом и фонтанами характерны для барокко. Однако плани­ровка дворца в форме каре (четырёх­угольника) с несколькими внутрен­ними дворами, строгое оформление фасадов работы Пьермарини полно­стью отвечают духу неоклассицизма.

ЖИВОПИСЬ

В XVIII в. важнейшими художествен­ными центрами Италии оставались Рим и Венеция. Однако если в Ве­неции развивалось современное искусство, то в Вечный город живо­писцы, скульпторы, поэты и мыс­лители приезжали, чтобы изучать памятники античности, эпохи Воз­рождения и общаться друг с дру­гом — делиться опытом, обсуждать творческие проблемы.

Ведущим стилем итальянской живописи XVIII столетия являлось барокко, а главной фигурой, безус­ловно, был Джованни Баттиста Тьеполо — последний хранитель тради­ций итальянского монументального искусства.

 

 

ДЖОВАННИ БАТТИСТА ТЬЕПОЛО

(1696—1770)

Джованни Баттиста Тьеполо родил­ся в Венеции, но основная часть его жизни прошла в самых разных итальянских городах. Приходилось ему работать и в Германии, и в Мад­риде, где он делал росписи для ко­ролевского дворца (там Тьеполо и умер). Его первым учителем живопи­си был мастер исторической кар­тины Грегорио Лаццарини. Однако по-настоящему серьёзное воздей­ствие на него оказали два венециан­ских монументалиста — Джованни Баттиста Пьяцетта (1682—1754) и Себастьяно Риччи (1659—1734), со­хранившие в своём искусстве тради­ции монументальных росписей итальянского Возрождения.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz