|
Томас Гейнсборо. Повозка. 151 ПЕЙЗАЖ На первый
взгляд пейзаж в английской живописи XVIII в. уступал в своём развитии портрету и
бытовому жанру. Тем не менее в это время появилось немало интересных
мастеров, которые подготовили блистательный расцвет романтического английского
пейзажа в первой половине XIX в. Ричард
Уилсон (1714—1782) привнёс в английскую живопись традиции исторического пейзажа
в духе Клода Лоррена. Это касалось как содержания картин (на фоне величественных
скал и деревьев Уилсон помещал античных персонажей), так и живописной манеры.
Однако в свои монументальные композиции художник включал немало натурных
наблюдений: его исторические персонажи окружены суровой и яркой горной
природой Уэльса, и рядом с античными руинами на холсте можно увидеть обычную
крестьянскую хижину. Уилсон — прекрасный колорист, умеющий находить тонкие
сочетания тёплых и ярких тонов с холодными и бледными. Очень
интересны произведения Джорджа Морланда (1763—1804). Начав с искусственно
построенных композиций (подобных тем, что писал Гейнсборо), он постепенно
пришёл к пейзажу, основанному на наблюдениях над живой природой. Морланд
добился интересных результатов в передаче воздуха и игры света («Приближение
грозы», Английские
пейзажисты с успехом работали в технике акварели. Наиболее интересными
мастерами были Александр Козенс (1715—1786) и его сын Джон Роберт Козенс
(1752—1799). А. Козенс опирался на голландские и французские традиции XVII в., создавая сложные и драматичные по духу
произведения, чаше всего монохромные (одноцветные). Пейзажи Д. Р. Козенса
более лиричны. Они построены на сочетаниях нежных серовато-коричневых и
зеленоватых тонов, без ярких пятен и резких контрастов. Крупнейшие пейзажисты
XIX в. — Уильям
Тёрнер и Джон Констебл — называли Козенса Младшего своим учителем. Столь же
поэтичны работы Томаса Гёртина (1775—1802). Он автор множества прекрасных
акварельных пейзажей Англии и Шотландии, написанных с натуры. Огромной
популярностью пользовался так называемый топографический пейзаж с видами
усадеб. Его мастера — Уильям Орам (?— 1777), Уильям Томкинс (1730— 1792) и
Джекоб Мор (работал предположительно в 70-е гг.) — запечатлели в маленьких
акварелях живописные английские парки, особняки и руины, украшавшие почти
каждый усадебный ансамбль. Для этих работ характерна точность в передаче
деталей — ведь таково было одно из главных требований заказчиков. На основе
усадебных видов развился чисто английский жанр акварели, ставший очень
популярным в Европе, — охотничьи сцены, в которых на первом плане красовались
породистые лошади и знаменитые английские гончие собаки. Миниатюры Джона
Вуттона (около 1686 — 1765), изысканные по рисунку и радостные по настроению,
стали своеобразным эталоном тонкого английского вкуса. Джордж Морланд. Приближение грозы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 152 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО |