Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

События многих произведений Эльсхеймера на библейские сюжеты разворачиваются на фоне пейзажа. Так, в картине «Кораблекрушение апостола Павла на Мальте» (1600 г.) основная сюжетная линия не очень занимает мастера. Апостола Павла трудно сразу заметить, внимание зрителя переключается на второсте­пенных персонажей. Главное на этом полотне — величественный ночной пейзаж, в котором свет луны даёт мерцающие блики на волнах моря, а вдали поднимается тёмный силуэт горного хребта. И картина «Отдых Святого Семейства на пути в Египет» (1609 г.) — фактически пейзажное произведение, в кото­ром важная роль отведена тонкой игре лунного света.

Постепенно мастер отказался от тщательной проработки деталей (стволов, листьев деревьев), а всё внимание уделил световым эффек­там. Увлечение Эльсхеймера ноч­ным пейзажем повлияло на отноше­ние к этому жанру в Голландии и Италии (достаточно вспомнить хо­тя бы фантастические виды Сальватора Розы).

Крупнейшим художником немец­кого неоклассицизма был Антон Ра­фаэль Менгс (1728—1779). Он вы­полнял и монументальные росписи, и камерные портреты, во всём ори­ентируясь на свой идеал — античное искусство и живопись болонских академистов. Это прекрасно видно

Адам Эльсхеймер. Отдых Святого Семейства на пути в Египет. Фрагмент. 1 609 г. Старая пинакотека, Мюнхен.

Антон Рафаэль Менгс. Персей и Андромеда. 1777 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

161

 

 

 

 

 

Антон Рафаэль Менгс.

Автопортрет. 1773 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Антон Граф.

Портрет

Г. Э. Лессинга.

1771 г.

Университетская

библиотека, Лейпциг.

Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн.

Гёте в Кампанье. 1787 г. Штеделевский институт, Франкфурт-нэ-Майне.

на полотнах на мифологические сюжеты, например «Персей и Ан­дромеда» (1777 г.), где царят строгий расчёт, стремление к композицион­ному равновесию и внутреннему

благородству. Однако автору меша­ют довольно сухой рисунок и вялый, невыразительный колорит. Искусст­во Менгса воплощало только внеш­ние формы древних памятников, абсолютно не улавливая их дух.

Гораздо интереснее портреты кисти Менгса. В них мастер уже не подражал древним. Его техника становилась более свободной и энер­гичной, он точнее передавал харак­теры и настроение своих героев.

В эпоху неоклассицизма немец­кая живопись особенно тяготела к жанру портрета. Антон Граф (1736— 1813) написал более полутора тысяч портретов, среди которых наиболее интересны изображения деятелей науки и искусства — немецкого по­эта Иоганна Фридриха Шиллера, драматурга Готхольда Эфраима Лессинга и др. Художник увидел непо­вторимые черты характера каждого из них, уловил настроение и тонко передал всё это в живописи.

То же можно сказать и о работах Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (1751 — 1829). Огромную по­пулярность приобрёл портрет «Гёте в Кампанье» (1787 г.). На фоне эф­фектного итальянского пейзажа ве-

162

 

 

ликий поэт предстаёт как некий идеал творческой личности, но его облик остаётся удивительно естест­венным. Мастер смог уловить мо­мент, когда вдохновение преобража­ет его героя даже внешне.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz