|
Этьен Морис Фальконе, Мари Анн Колло. Памятник Петру I («Медный всадник»). 1766—1782 гг. Санкт-Петербург. сходство. В духе классицизма
он создал обобщённый, идеальный образ, в котором соединяются сила и изящество. Феодосий Фёдорович Щедрин
(1751 — 1825) являлся представителем династии художников: его старший брат
Семён и сын Сильвестр были пейзажистами. Щедрин — один из немногих русских
скульпторов того времени, умевших изображать обнажённое тело в мраморе. Статуи
«Венера» ( Мастер прославился благодаря
скульптурным украшениям на здании Адмиралтейства в Петербурге, перестроенном
по проекту А. Д. Захарова. Но этот ансамбль относится уже к XIX в. —
не только по времени создания, но и по стилю. ЖИВОПИСЬ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные
традиции, 184 По воспоминаниям
современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко,
приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на
глаза картине. Однако в XVIII в. живопись постепенно
стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу,
позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать
объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно
воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом,
возникали новые жанры. Особое место в русской живописи
XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к
парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны. Иван Никитич Никитин (1680 —
около 1742) был одним из первых русских портретистов. Уже в его ранних
портретах — старшей сестры Петра I Натальи Алексеевны (1715—1716
гг.) и его дочери Анны Петровны (до Вернувшись в Петербург после
четырёхлетней поездки по Италии, Никитин создал лучшие свои произведения, в
которых проявилось возросшее мастерство художника. Это портрет канцлера Г. И.
Головкина и портрет, известный под названием «Напольный гетман» (оба — 20-е
гг.). В Петровскую эпоху в России
обосновалось немало иностранных мастеров, работавших в разных стилях и жанрах.
Иоганн Готфрид Таннауэр (1680—1737), приехавший из Германии, писал портреты
членов императорской семьи и приближённых Петра I, а
также батальные полотна. Его знаменитая картина «Пётр I в
Полтавской битве» (10-е гг.) представляет собой распространённый в Европе тип
портрета полководца на фоне сражения. |