|
ФЁДОР РОКОТОВ (1735 или
1736—1808) Выдающимся русским живописцем
второй половины XVIII
столетия был Фёдор Степанович Рокотов, сын
крепостного, окончивший Академию художеств. Рокотов прославился в основном
небольшими по формату, так называемыми камерными, или кабинетными,
портретами, персонажи которых приближены к зрителю. Они словно беседуют с
каждым, кто на них смотрит. Таков портрет литератора Василия Ивановича Майкова
(конец 60-х гг.), человека ироничного и замкнутого, скрывающего эти качества
под маской жизнелюба. «Портрет неизвестной в розовом платье» (70-е гг.)
поражает богатством неуловимых оттенков розового цвета — от полупрозрачных до
ярких и насыщенных. Образ юной девушки полон обаяния и жизни. Её тёмные глаза
пристально и доброжелательно смотрят на зрителя. Фёдор Рокотов. Портрет В. И. Майкова.
Конец 60-х гг. XVIII в. Государственная Третьяковская
галерея, Москва. 188 Но, пожалуй, самое известное
произведение Рокотова — портрет Александры Петровны Струйской ( Фёдор Рокотов. Портрет А. П. Струйской. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фёдор Рокотов. Портрет В. И. Суровцевой. Вторая
половина 80-х гг. XVIII в. Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург. Иван Фирсов. Юный живописец. Вторая половина 60-х гг. XVIII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Это
произведение можно считать первой русской жанровой картиной. Сцена,
запечатлённая здесь Иваном Ивановичем Фирсовым (около 1733 — после 1785),
словно подсмотрена в мастерской ученика художника. Мальчик сидит за мольбертом
в свободной позе, возможно подражая своему наставнику. Перед ним модель —
совсем маленькая девочка; она смущённо приникла головой к матери, ласково
грозящей ей пальцем. Эта композиция — уникальное явление в русской живописи XVIII в. Написанная в Париже, она ближе
французской художественной школе, чем русской. 189 Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. Фрагмент. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Михаил
Шибанов (? — после 1789) в своих жанровых полотнах изображал сцены
крестьянской жизни. Их никак не назовёшь бытовыми зарисовками: действие разворачивается
чинно и немного театрализованно. Богатые костюмы крестьян, их жесты, да и сам
размер холста делают эту картину похожей на историческую композицию. Покров тайны, окружающий персонажей
Рокотова, усиливается неопределённым, расплывчатым пространством и освещением.
Трудно установить источник света на его портретах: он может падать отовсюду,
а может исходить как бы изнутри самой модели, как на портрете А. П.
Струйской. Кажется, что все образы
Рокотова, особенно женские («Портрет В. Е. Новосильцевой», |