Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

ФЁДОР РОКОТОВ

(1735 или 1736—1808)

Выдающимся русским живописцем второй половины XVIII столетия был Фёдор Степанович Рокотов, сын крепостного, окончивший Акаде­мию художеств.

Рокотов прославился в основном небольшими по формату, так называ­емыми камерными, или кабинетны­ми, портретами, персонажи кото­рых приближены к зрителю. Они словно беседуют с каждым, кто на них смотрит. Таков портрет литера­тора Василия Ивановича Майкова (конец 60-х гг.), человека иронично­го и замкнутого, скрывающего эти качества под маской жизнелюба. «Портрет неизвестной в розовом платье» (70-е гг.) поражает богатст­вом неуловимых оттенков розового цвета — от полупрозрачных до ярких и насыщенных. Образ юной девуш­ки полон обаяния и жизни. Её тём­ные глаза пристально и доброжела­тельно смотрят на зрителя.

Фёдор Рокотов.

Портрет В. И. Майкова. Конец 60-х гг. XVIII  в. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

188

 

 

 

Но, пожалуй, самое известное произведение Рокотова — портрет Александры Петровны Струйской (1772 г.). На бледном молодом лице выделяются глаза: её взор такой же искренний, как у ребёнка. Но в то же время душа этой женщины остаётся загадочной и таинственной.

Фёдор Рокотов.

Портрет

А. П. Струйской.

1772 г.

Государственная

Третьяковская галерея,

Москва.

Фёдор Рокотов.

Портрет

В. И. Суровцевой. Вторая половина 80-х гг. XVIII в.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Иван Фирсов.

Юный живописец.

Вторая половина 60-х гг. XVIII в.

Государственная Третьяковская галерея,

Москва.

Это произведение можно считать первой русской жанровой картиной. Сцена, запечатлённая здесь Иваном Ивановичем Фирсовым (около 1733 — после 1785), словно подсмотрена в мастерской ученика худож­ника. Мальчик сидит за мольбертом в сво­бодной позе, возможно подражая своему наставнику. Перед ним модель — совсем маленькая девочка; она смущённо приник­ла головой к матери, ласково грозящей ей пальцем. Эта композиция — уникальное явление в русской живописи XVIII в. Напи­санная в Париже, она ближе французской художественной школе, чем русской.

189

 

 

 

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. Фрагмент. 1777 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Михаил Шибанов (? — после 1789) в своих жан­ровых полотнах изображал сцены крестьянской жизни. Их никак не назовёшь бытовыми зарисов­ками: действие разворачивается чинно и немного театрализованно. Богатые костюмы крестьян, их жесты, да и сам размер холста делают эту карти­ну похожей на историческую композицию.

Покров тайны, окружающий пер­сонажей Рокотова, усиливается неопределённым, расплывчатым пространством и освещением. Труд­но установить источник света на его портретах: он может падать ото­всюду, а может исходить как бы из­нутри самой модели, как на портре­те А. П. Струйской.

Кажется, что все образы Рокотова, особенно женские («Портрет В. Е. Новосильцевой», 1780 г.; «Порт­рет В. И. Суровцевой», вторая поло­вина 80-х гг.), похожи друг на друга. Простые лица выражают одновре­менно гордость, одухотворённость и теплоту. Вниманием к внутреннему миру героев, их духовной жизни Ро­котов отчасти предвосхитил искус­ство XIX столетия.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz