|
На Васильевском острове начали
возводить каменные дома для дворян, например великолепный дворец ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ (около
1670—1734) Швейцарец
Доменико Джованни Трезини, которого в России звали Андреем Якимовичем, приехал
в страну в Петропавловский
собор (1712—1733 гг.) и теперь выглядит весьма необычно для православного
храма. Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни. Нет и
привычной полукруглой апсиды (выступа, перекрытого полукуполом или полусводом)
с восточной стороны храма, где находится алтарь. Скромное убранство собора
противоречило традициям московской архитектуры XVII в. Он не случайно стал символом Петербурга
— в нём заложены основы своеобразного архитектурного стиля новой столицы.
Высокая колокольня настолько удачно сочеталась с ровным, плоским ландшафтом,
что позднее архитекторы старались повторить эту деталь в других важнейших
зданиях города (например, в Адмиралтействе). Здание
Двенадцати коллегии на Васильевском острове (1722— 1734 гг., закончено Михаилом
Григорьевичем Земцовым), также необычно. Оно состоит из двенадцати одинаковых
частей, расположенных на одной линии и украшенных только
пилястрами. Здание развёрнуто не вдоль Невы, а под прямым углом к ней. По
замыслу архитектора, длинный парадный фасад Двенадцати коллегий должен был
выходить на предполагавшуюся площадь на стрелке острова. Доменико Трезини. Петропавловский собор. 1712—1733 гг. Санкт-Петербург. 166 сподвижника Петра I Александра
Даниловича Меншикова, часто служивший местом торжественных царских приёмов.
Именно там чествовали команду первого иностранного корабля, пришедшего в новый
порт из Голландии. К середине 20-х гг. на
Васильевском острове появились и другие постройки. До сих пор украшают набережную
Кунсткамера (1718— 1734 гг.), первый в России музей, и здание Двенадцати
коллегий — министерств Петровской эпохи. По проекту французского архитектора
Жана Батиста Александра Леблона (1679—1719) Васильевский остров предполагалось
сделать центром будущего города. Однако вопреки планам быстрее заселялись не
острова, а левый берег Невы, так называемая Адмиралтейская сторона. Само
Адмиралтейство (здание, вмещавшее в себя верфи, мастерские и склады — всё
необходимое для строительства кораблей) было основано в Чуть выше по течению Невы располагался
Летний дворец (1710— 1714 гг., архитекторы Доменико Трезини и Андреас Шлютер),
который Пётр подарил своей жене Екатерине Алексеевне. Он очень гордился окружавшим
это здание Летним садом, лично выписывал для него из-за границы диковинные
растения. Сад тогда не был похож на современный. В нём преобладали не деревья,
а однолетние травы и цветы. Их высаживали на фигурных клумбах, которые
образовывали орнаменты, похожие на ковровые узоры. Подобные парки в России
называли регулярными или французскими, так как мода на них пришла из Версаля
(резиденции французских королей под Парижем), а клумбы — партерами (от франц. par terre — «на земле»). |