|
Кадр из фильма «Окраина». Картина
поставлена по одноимённой повести К. Финна. В Кадр из фильма «Третья
Мещанская». *Нэпман — от слова «нэп», т. е. «новая экономическая политика», разрешившая частное предпринимательство. 483 Кочкарёв. Эскиз костюма к
спектаклю «Женитьба». Афиша фильма «Шинель». голодающий музыкант «из бывших», либо унтер-офицер, потерявший память из-за контузии на войне. Таких персонажей всегда играл Фёдор Михайлович Никитин (1900— 1988) — актёр редкой искренности с необыкновенно выразительными светлыми глазами. ФЭКС Панорама советских фильмов 20-х гг. была бы неполной без молодёжного коллектива, которому удавалось находить принципиально новые сюжеты и изобразительные решения. Речь идёт о Фабрике эксцентрического актёра (ФЭКС) и «факсах», как называли в ту пору руководителей мастерской Григория Михайловича Козинцева (1905—1973) и Леонида Захаровича Трауберга (1902—1990). Эти одарённые юноши из провинции (киевлянину Козинцеву было шестнадцать, одесситу Траубергу — девятнадцать лет) организовали театральную мастерскую, в которой молодёжь одновременно с занятиями актёрским мастерством, историей искусства и другими традиционными дисциплинами обучалась акробатике и клоунаде под руководством знаменитых петербургских циркачей Сержа и Таурека. Спектакль ФЭКСа «Женитьба», который в афише был назван «электрификацией Гоголя», вызвал скандальную реакцию. Это весёлая и озорная переделка классической комедии на современный лад: Агафья Тихоновна именовалась «мисс Агата», Кочкарёв «раздвоился», среди действующих лиц фигурировали Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин. Сейчас подобными экспериментами никого не удивишь, а тогда поклонники классического театрального искусства были шокированы смелостью и новизной режиссёрского замысла. Среди зрителей оказался переводчик и знаток античной литературы, литературовед и театровед Адриан Иванович Пиотровский (1898—1938). В ту пору он увлекался кино, писал сценарии и был заведующим литературным отделом «Севзапкино». Пиотровский оценил творческие возможности режиссёрского дуэта «фэксов» и пригласил Козинцева и Трауберга к себе на кинофабрику. Вместе с руководителями перешла в кино и вся их театральная мастерская, из которой потом вышли замечательные киноактёры — Янина Болеславовна Жеймо (1909—1988), Елена Александровна Кузьмина (1909—1979), Олег Петрович Жаков (1905—1988), Пётр Станиславович Соболевский (1904-1977) и др. Кинодебют Козинцева и
Трауберга — эксцентрическая комедия «Похождения Октябрины» ( |