|
511 ТИПАЖИ ИЛИ АКТЕРЫ? Практика
брать на ответственные роли в фильмах не артистов-профессионалов, а так
называемых типажей утвердилась ещё в 20-х гг. Типажом
мог стать любой прохожий на улице, привлёкший внимание режиссёра манерой
поведения или чем-то, что отвечало портрету будущего героя. В некоторых случаях
типаж был уместнее и колоритнее актёра. Например, в фильме С. Эйзенштейна
«Старое и новое» ( В
«Путёвке в жизнь» беспризорники — это не «испачканные» статисты, а подлинные
обитатели московских подворотен. В
итальянском фильме «Похитители велосипедов» роль великолепно исполнил
непрофессиональный актёр — безработный Маджорани (больше на экране не
появлялся). В «Калине красной» Василия Шукшина эпизод встречи героя с матерью
сыграла крестьянка Офимия Быстрова, а в образе знаменитой Катерины Матвеевны,
жены Фёдора Сухова («Белое солнце пустыни»), выступила редактор телевидения
Галина Лучай. Это беспризорники на глазах у толпы бритвой вырезали из манто кусок меха. Сюжет картины был подсказан опытами А. С. Макаренко — автора системы трудового перевоспитания юных правонарушителей в исправительных коммунах. О такой коммуне и рассказывалось в картине. В роли заведующего коммуной — Сергеева снялся артист МХАТа Н. Баталов. Актёр уже был известен по ролям в немом кино («Аэлита» Я. Протазанова, «Мать» В. Пудовкина). Но сейчас к обаянию артиста, его располагающей улыбке прибавилась великолепная русская речь. Баталову довелось первым создать в кино новый тип героя современности — бескорыстного, доброго и умного борца за светлое будущее. Его Сергеев отважно вручал общие деньги отъявленному воришке Мустафе (Йыван Кырла) по кличке Ферт, поручив ему купить продукты. Педагогический приём сработал: Мустафа меняется и становится помощником Сергеева. В роли противника
коммуны, главы бандитской шайки и хозяина воровской «малины», снялся Михаил
Жаров. Это первая роль артиста, который прошёл в кино долгий путь, играл и
«обаятельных злодеев» (Алексашка Меншиков из фильма «Пётр I», В ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФИЛЬМ. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ОБ ОКТЯБРЕ Изменения в киноискусстве 30-х гг., связанные с приходом звука, захватили не только сферу техники. Изменились способы повествования, сюжеты, содержание фильмов. Особенно ясно видны новизна и продолжение традиций советского авангарда 20-х гг. в картинах о революции и Гражданской войне. Историко-революционная тема становилась главной в преддверии двадцатой годов- |