|
На просмотр фильма братьев
Васильевых. 513 ТРИЛОГИЯ О МАКСИМЕ На
киностудию «Ленфильм» в начале 30-х гг. пришёл приказ сделать фильм о том, как
партия большевиков работала в подполье и готовила революцию. Работу поручили Г.
Козинцеву и Л. Траубергу. Эти беспартийные интеллигенты, не зная материала
революционной борьбы, стали изучать мемуары старых большевиков. Им не хотелось
выводить на экран «правильного», скучного персонажа в кожанке, какие уже
мелькали на экране. Они искали героя обаятельного, которого зрители могли бы
полюбить. В
первом варианте сценария это тихий молодой рабочий, книгочей, белая ворона. Он
живёт вдалеке от событий, до тех пор, пока жизнь не выталкивает его в
революционную борьбу. Роль должен был играть Эраст Павлович Гарин (1902—1982).
Однако героика большевистского подполья требовала активного и весёлого
характера. Поэтому появился Максим, парень с петербургской рабочей окраины,
которого сыграл молодой артист Ленинградского ТЮЗа Борис Петрович Чирков (1901
— 1982). Он был простоват, но обладал особой живостью реакций. Ещё одна удачная
находка довершила образ. Вот что рассказывал Г. Козинцев: «Я месяц провёл с
гармонистами Москвы и Ленинграда. Мы шатались за Нарвской заставой, где мог
жить этот парень, смотрели старые программы городских садов, где он мог
бывать... И
вот однажды кто-то сыграл „Крутится-вертится шар голубой" — и Максим в
этот момент был готов». Картина,
получившая название «Юность Максима», вышла в Позже
родились «Возвращение Максима» ( Трилогия
о Максиме вошла в золотой фонд отечественной киноклассики. А на Выборгской
стороне в Ленинграде построили кинотеатр «Максим». принадлежали красным. Однако в «Чапаеве» не было ненависти, зато ясно звучали восхищение, юмор и жалость. МАСТЕРА МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ Музыкальная комедия, или лирическая комедия с музыкой, — жанр, получивший особое распространение с 30-х гг., —- была синтезом реальности и кинематографического вымысла, увлекательной сказкой из советской жизни. Создателем жанра явился Григорий Васильевич Александров (1903— 1983). В начале 20-х гг. он, как и другой классик музыкальной комедии, Иван Александрович Пырьев (1901— 1968), участвовал в эксцентрическом обозрении «Мудрец». Оно было поставлено С. Эйзенштейном в театре Пролеткульта. Вскоре пути артистов разошлись: Пырьев ставил сатирико-экспрессионистские фильмы, Александров стал помощником и соавтором Эйзенштейна, работал с ним в США и Мексике. По возвращении в
Советский Союз Александров отошёл от эйзенштейновских идей и создал ряд
красивых и весёлых картин. Сюжет каждой можно было бы определить как «путь к
славе» или историю Золушки в советской трактовке. Так, в «Весёлых ребятах» ( Афиши
фильмов «Весёлые ребята» и «Цирк». Актриса
Любовь Петровна Орлова (1902-1975) играла главных героинь в фильмах Г.
Александрова. Она была любимицей народа, эталоном красоты, элегантности и шика,
идеальным пропагандистом советской массовой песни с экрана. |