Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Различные лады известны с глу­бокой древности. В европейской музыкальной традиции чаще всего используются два лада — мажор (фр. majeur, от лат. major — «боль­ший») и минор (ит. minore, от лат. minor — «меньший»). Мажор обыч­но связан со светлым, радостным настроением, минор носит более


602


Язык музыки


сумрачный, печальный характер. Эти лады могут быть представлены мажорной или минорной гаммой, которые различаются внутренним расположением интервалов (тонов и полутонов).

Наряду с мажором и минором су­ществует множество других ладов — в народной музыке, музыкальной культуре стран Востока и т. п. В том числе есть и такие, которые по­строены не на семи, а на ином чис­ле ступеней. В европейской музыке XX в. появились лады, выходящие за рамки мажора и минора и не ис­пользующие традиционную систему тональностей.

РИТМ, МЕТР И ТЕМП

В музыке звуки соотносятся в опре­делённом порядке не только по вы­соте, но и по длительности. Напевая мелодию, невозможно произвольно долго задерживаться на том или ином звуке: мелодия изменится. По­следовательность длительностей звуков в музыкальном произведении называется ритмам (греч. «ритмо'с», от «ре'о» — «теку»). Ритм — яркое вы­разительное средство музыки. Часто именно он определяет звучание то­го или иного произведения, а ино­гда даже жанра. Таковы, например, марш или вальс — их легко отли­чить только по ритму.

Ещё одно важное свойство музы­ки проще всего понять, если срав­нить её с поэзией. В устной речи или прозе соотношение ударных и безударных слогов не играет особой роли. Иначе обстоит дело в стихо­творных произведениях, где оно очень важно. Равномерное чередо­вание ударных (сильных) и без­ударных (слабых) слогов в поэзии называется метром. Соотношение безударных и ударных слогов опре­деляет размер стихотворения (см. статью «Чем стихи отличаются от прозы?» в томе «Русская литература», часть 1, «Энциклопедии для детей»).

Музыкальные понятия метра и размера близки к литературоведче­ским. Единицей метра в музыке слу-


жит такт, который можно срав­нить со словом в стихотворении, а подобием слогов являются доли так­та — ударные и безударные. Продол­жая сравнение между поэзией и му­зыкой, следует отметить, что размер музыкального произведения может быть не только двудольным (как хо­рей и ямб в стихотворном тексте) или трёхдольным (как дактиль, ам­фибрахий и анапест), но и гораздо более сложным.

Помимо метра и ритма важную роль в музыке играет темп — ско­рость исполнения произведения. Неверно выбранный темп может со­вершенно исказить музыкальный образ. Для определения темпа при­меняются итальянские термины: адажио (adagio — «медленно»), ан­данте (andante — «не спеша»), аллег­ро (allegro — «скоро») и др. Однако все темпы, применяемые в музыке, в той или иной степени условны, так как музыка рождается заново при каждом исполнении.

НОТНОЕ ПИСЬМО

Для записи музыкальных произве­дений существует специальная систе­ма знаков, которая называется нот­ным письмом, или нотной грамотой. Она складывалась на протяжении столетий и далеко не сразу стала такой, какой мы её знаем сейчас. В эпоху Древнего мира музыку запи­сывали с помощью тех же знаков, что и слова. Такой способ не позволял показать точную высоту звуков. Не решили эту проблему и музыкаль­ные знаки, появившиеся в Средние века, — западноевропейские невмы и древнерусские знамёна.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz