|
Различные лады известны с глубокой древности. В европейской музыкальной традиции чаще всего используются два лада — мажор (фр. majeur, от лат. major — «больший») и минор (ит. minore, от лат. minor — «меньший»). Мажор обычно связан со светлым, радостным настроением, минор носит более 602 Язык музыки сумрачный, печальный характер. Эти лады могут быть представлены мажорной или минорной гаммой, которые различаются внутренним расположением интервалов (тонов и полутонов). Наряду с мажором и минором существует множество других ладов — в народной музыке, музыкальной культуре стран Востока и т. п. В том числе есть и такие, которые построены не на семи, а на ином числе ступеней. В европейской музыке XX в. появились лады, выходящие за рамки мажора и минора и не использующие традиционную систему тональностей. РИТМ, МЕТР И ТЕМП В музыке звуки соотносятся в определённом порядке не только по высоте, но и по длительности. Напевая мелодию, невозможно произвольно долго задерживаться на том или ином звуке: мелодия изменится. Последовательность длительностей звуков в музыкальном произведении называется ритмам (греч. «ритмо'с», от «ре'о» — «теку»). Ритм — яркое выразительное средство музыки. Часто именно он определяет звучание того или иного произведения, а иногда даже жанра. Таковы, например, марш или вальс — их легко отличить только по ритму. Ещё одно важное свойство музыки проще всего понять, если сравнить её с поэзией. В устной речи или прозе соотношение ударных и безударных слогов не играет особой роли. Иначе обстоит дело в стихотворных произведениях, где оно очень важно. Равномерное чередование ударных (сильных) и безударных (слабых) слогов в поэзии называется метром. Соотношение безударных и ударных слогов определяет размер стихотворения (см. статью «Чем стихи отличаются от прозы?» в томе «Русская литература», часть 1, «Энциклопедии для детей»). Музыкальные понятия метра и размера близки к литературоведческим. Единицей метра в музыке слу- жит такт, который можно сравнить со словом в стихотворении, а подобием слогов являются доли такта — ударные и безударные. Продолжая сравнение между поэзией и музыкой, следует отметить, что размер музыкального произведения может быть не только двудольным (как хорей и ямб в стихотворном тексте) или трёхдольным (как дактиль, амфибрахий и анапест), но и гораздо более сложным. Помимо метра и ритма важную роль в музыке играет темп — скорость исполнения произведения. Неверно выбранный темп может совершенно исказить музыкальный образ. Для определения темпа применяются итальянские термины: адажио (adagio — «медленно»), анданте (andante — «не спеша»), аллегро (allegro — «скоро») и др. Однако все темпы, применяемые в музыке, в той или иной степени условны, так как музыка рождается заново при каждом исполнении. НОТНОЕ ПИСЬМО Для записи музыкальных произведений существует специальная система знаков, которая называется нотным письмом, или нотной грамотой. Она складывалась на протяжении столетий и далеко не сразу стала такой, какой мы её знаем сейчас. В эпоху Древнего мира музыку записывали с помощью тех же знаков, что и слова. Такой способ не позволял показать точную высоту звуков. Не решили эту проблему и музыкальные знаки, появившиеся в Средние века, — западноевропейские невмы и древнерусские знамёна. |