Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Ференц Лист.

Дом, где родился Ференц Лист. Доборьян. XIX в.

87

 

 

«ГОДЫ СТРАНСТВИЙ»

Цикл фортепианных пьес Ференца Листа «Годы странствий» — яркий образец программной музыки. Программность композитор понимал иначе, чем Берлиоз. Он изображал не само событие, а настроение от него, не следовал сюжету (которого в этом случае и быть не могло), а передавал душевные переживания, размышления. Названия же произведений помогают слушателю найти верный подход к восприятию музыки. «Сюжетами» пьес стали картины природы, впечатления от произведений искусства, сцены народной жизни и т. д.

В первой части цикла «Первый год странствий. Швейцария» (1855 г.) много музыкальных пейзажей. В пьесе «На Валленштадтском озере» мягкие переливы аккомпанемента «рисуют» чуть взволнованную ветром, переливающуюся на солнце водную гладь. «Гроза» отражает другое состояние природы — стихийную силу. В пьесе «У родника» передано настроение покоя, умиротворённости.

Сочинения второй части «Второй год. Италия» (1858 г.) навеяны образами итальянского искусства. Названия говорят сами за себя: «После чтения Данте», «Сонеты Петрарки». (Алигьери Данте, Франческо Петрарка — итальянские поэты эпохи Возрождения.) Пьеса «Мыслитель» написана после созерцания скульптуры Лоренцо Медичи, созданной гением Возрождения Микеланджело для капеллы Медичи во Флоренции, а «Обручение» связано с картиной «Обручение Марии» художника той же эпохи — Рафаэля. В «Тарантелле» и «Канцоне» Лист использовал мелодии итальянских песен и танцев.

Пьесы «Третьего года» созданы Листом в последний период творчества (70—80-е гг.). Наиболее известны пьесы «Фонтаны виллы д'Эсте» и «У кипарисов виллы д'Эсте».

Иллюстрация к фортепианной пьесе «У родника». Майнц. 1855 г.

новшеством — обычно в программе принимали участие несколько исполнителей. Впечатления от поездки отразились в цикле фортепианных пьес «Годы странствий».

В 40-х гг. Ференц Лист стал самым известным пианистом Европы. Его игру отличала виртуозная техника, Лист использовал оркестровые приёмы, в частности тремоло, крайние регистры инструмента и т. д. Большую часть сборов от концертов музыкант отправлял в Венгрию для помощи нуждающимся.

Неожиданно для поклонников музыканта в 1848 г. Лист отказался от концертной деятельности. Он поселился в Веймаре (Германия) и посвятил себя сочинению музыки, педагогике и дирижированию (руководил оперным театром). Здесь появились книги «Шопен» (1849 г.) и «О цыганах и их музыке в Венгрии» (1854 г.), статьи о современной музыке. В Веймаре были написаны Соната си минор, симфонические поэмы, некоторые пьесы из цикла «Годы странствий», девятнадцать

Ференц Лист за роялем.

*Тремоло (от ит. tremolo — «дрожащий») — приём игры на струнных, клавишных и других музыкальных инструментах, при котором звук или созвучие быстро и многократно повторяется и создаётся эффект дрожания.

88

 

 

СОНАТА СИ МИНОР

Вершина фортепианного творчества Ференца Листа — Соната си минор (1853 г.). Соната одночастна, но по масштабности не уступает многочастному сочинению.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz