Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ И ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА XIX ВЕКА

В первой половине XIX в. под влиянием романтизма традиционные жанры итальянской оперы, сложившиеся на рубеже XVIIXVIII столетий, изменились. Опера-сериа превратилась из «концерта в костюмах» в повествование о любви; при этом сохранилась важная особенность жанра — виртуозность вокальных партий.

В лучших произведениях Винченцо Беллини (1801 — 1835) — «Норма», «Сомнамбула» (оба 1831 г.), «Пуритане» (1835 г.) — чувства и переживания персонажей переданы с исключительной глубиной. Наиболее полно внутренний мир героев раскрывается в ариях, музыка которых поражает одухотворённостью, страстностью и красотой мелодий. Исполнение требует от артистов особой виртуозности. Привычные для слушателя XVIIIXIX вв. технические сложности (быстрый темп, замысловатые вокальные «украшения») в операх Беллини встречаются редко. Арии построены на протяжённых музыкальных фразах, которые исполнителю трудно спеть на одном дыхании, сумев передать все нюансы чувств, владеющих героем.

По сравнению с эмоционально глубокой музыкой Беллини произведения Гаэтано Доницетти (1797—1848) менее серьёзны, в них больше внешних эффектов, но мелодии красивы, выразительны, легко запоминаются.

Титульный лист сборника немецких народных песен в обработке Иоганнеса Брамса. Лейпциг. XIX в.

Винченцо Беллини.

93

 

 

Гаэтано Доницетти.

Джузеппе Верди.

Автор прекрасно знает законы жанра. В одной из самых интересных опер композитора — «Лючия ди Лам-мермур» (1835 г.) — рассказывается о любви молодых людей, семьи которых разделяет кровная месть. Действие разворачивается стремительно, а музыка порой достигает высот подлинной романтической трагедии. В опере-буффа Доницетти соединил итальянские и французские традиции. Знаменитый «Любовный напиток» (1832 г.) — пример подобного развития жанра.

Творчество Беллини, Доницетти и Россини завершает период, когда в итальянской опере господствовал стиль бельканто. Красота голоса, техническая виртуозность считались самостоятельными ценностями; сюжет произведения автор часто подчинял личности артиста и его вокальным возможностям. С середины XIX в. более значимым стало действие, психологическая убедительность. Голос певца начал восприниматься как средство, раскрывающее внутренний мир героя, а виртуозность перестала быть самоцелью.

Новый для Италии вид оперы создал Джузеппе Верди (1813—1901). В своём творчестве он обратился к реализму, и его лучшие произведения можно назвать реалистической музыкальной драмой, сохранившей вместе с тем черты романтизма (это своего рода романтический реализм). Сложные психологические ситуации в них показаны многосторонне и правдиво, переданы сокровенные движения души героев. Однако глубина замысла никогда не мешала композитору дать исполнителю возможность эффектно показать техническое мастерство, взять «коронные» верхние ноты, красиво выглядеть на сцене. Оперы Верди обладают удивительным свойством: с одинаковой силой они захватывают как знатока, так и человека, далёкого от музыки; оригинальность музыкального содержания соединяется с благородной простотой и доступностью.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz