Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

мастерство, но и безупречная дикция, так как многое в музыке основано на речевой скороговорке. В плане сложности партии Фигаро (баритон) не уступает партия дона Базилио (бас). Партия главной героини — Розины (и Золушки в одноимённой опере) тоже создана для низкого голоса очень редкого тембра — колоратурного меццо-сопрано.

Особое место в творчестве Россини занимает последняя опера — «Вильгельм Телль» (1829 г.). Она положила начало новому оперному жанру — героико-романтической музыкальной драме. Судьбы персонажей (и, прежде всего главного героя — швейцарского стрелка Вильгельма Тел-ля) тесно связаны с освободительной борьбой Швейцарии в XIV в. за независимость от австрийских герцогов Габсбургов, поэтому большое значение в опере имеют хоровые сцены: они придают действию эпический размах. Музыка богата эмоциональными нюансами, которые во многом передаются средствами оркестра. Особенно выразительна увертюра к опере; в наши дни она часто звучит в концертном исполнении.

Джоаккино Россини.

Декорации к опере «Севильский цирюльник».

душе. В центре внимания Верди — сильная и внутренне противоречивая личность, которая сталкивается со злом: придворный шут Риголетто, дочь которого обманута Герцогом («Риголетто», 1851 г.); трубадур Манрико и его мать Азучена, ставшие жертвами преследования («Трубадур», 1853 г.); испанский король Филипп II, фактически принёсший жизнь сына в жертву своему властолюбию («Дон Карлос», 1867 г.). Пытаясь бороться со злом и добиться справедливости, герои либо умирают (как Манрико), либо мстят. Но месть разрушает душу, множит зло и

95

 

 

 

Азучена. Манрико. Эскизы костюмов к опере «Трубадур».

приводит к очередной трагедии. Риголетто решает убить герцога, но... лишает жизни собственную дочь, а герой оперы «Бал-маскарад» (1859 г.) Ренато, одержимый ревностью, смертельно ранит лучшего друга.

Большое внимание в этот период Верди уделял разработке женских образов. Дочь Риголетто Джильда, возлюбленная Манрико Леонора, королева Елизавета («Дон Карлос») не просто обаятельные героини. Именно они, благодаря цельности натуры и способности любить, по-настоящему противостоят злу, хотя в столкновении с ним погибают первыми. Традиционный для итальянской оперы персонаж — героиня второго плана, поющая низким голосом (меццо-сопрано, контральто), — у Верди претерпел изменения. Это, пожалуй, самые сложные и сильные характеры в операх композитора, и исполнение таких партий требует незаурядного актёрского мастерства. Наиболее интересны образы Азучены («Трубадур») и Эболи («Дон Карлос»).

Верди сохранил традиционное для итальянской оперы деление действия на отдельные номера, но сумел добиться тесной связи между ними, сделать развитие событий динамичным, а композицию стройной. Красота и мелодичность музыки не только заставляют слушателя сопереживать герою, но и дают возможность просто наслаждаться пением, а певцу позволяют раскрыть перед публикой и характер персонажа, и собственные вокальные возможности.

Женские образы стали главными в двух операх Верди — «Травиате» и «Аиде». «Травиата» (1853 г.), написанная по пьесе французского писателя Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», провалилась на премьере. Публику шокировало, что автор обратился к современной жизни (обычно действие опер относилось в прошлое). Друзья композитора позже советовали ему перенести события в XVI столетие. Вызывал негодование и сюжет: в произведении рассказывалось о жизни так называемой дамы полусвета (слово «травиата» в переводе с итальянского значит «падшая женщина»). В опере три главных действующих лица: героиня — Виолетта, её возлюбленный — Альфред и отец Альфреда — Жорж Жермон (он хочет, чтобы сын порвал с Виолеттой). История женщины, испытавшей после долгих лет легкомысленной жизни настоящее чувство, красота и сила её любви показаны в музыке тонко и проникновенно, о сложных отношениях между героями рассказано очень деликатно. Драматургический стержень оперы — развёрнутые дуэты; именно в них раскрываются характеры и чувства героев. «Травиата» стала оперой, в которой окончательно разрушилась устойчивая система амплуа, персонажи перестали делиться на правых и виноватых.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz