Предыдущая Следующая
мастерство,
но и безупречная дикция, так как многое в музыке основано на речевой
скороговорке. В плане сложности партии Фигаро (баритон) не уступает партия дона
Базилио (бас). Партия главной героини — Розины (и Золушки в одноимённой опере)
тоже создана для низкого голоса очень редкого тембра — колоратурного
меццо-сопрано.
Особое
место в творчестве Россини занимает последняя опера — «Вильгельм Телль» (1829 г.). Она положила
начало новому оперному жанру — героико-романтической музыкальной драме. Судьбы
персонажей (и, прежде всего главного героя — швейцарского стрелка Вильгельма
Тел-ля) тесно связаны с освободительной борьбой Швейцарии в XIV в. за независимость от австрийских герцогов Габсбургов,
поэтому большое значение в опере имеют хоровые сцены: они придают действию
эпический размах. Музыка богата эмоциональными нюансами, которые во многом
передаются средствами оркестра. Особенно выразительна увертюра к опере; в наши
дни она часто звучит в концертном исполнении.
Джоаккино
Россини.
Декорации
к опере «Севильский цирюльник».
душе. В центре внимания
Верди — сильная и внутренне противоречивая личность, которая сталкивается со
злом: придворный шут Риголетто, дочь которого обманута Герцогом («Риголетто», 1851 г.); трубадур Манрико и
его мать Азучена, ставшие жертвами преследования («Трубадур», 1853 г.); испанский король
Филипп II, фактически
принёсший жизнь сына в жертву своему властолюбию («Дон Карлос», 1867 г.). Пытаясь бороться
со злом и добиться справедливости, герои либо умирают (как Манрико), либо
мстят. Но месть разрушает душу, множит зло и
95
Азучена. Манрико. Эскизы костюмов
к опере «Трубадур».
приводит к очередной
трагедии. Риголетто решает убить герцога, но... лишает жизни собственную дочь,
а герой оперы «Бал-маскарад» (1859
г.) Ренато, одержимый ревностью, смертельно ранит
лучшего друга.
Большое внимание в этот
период Верди уделял разработке женских образов. Дочь Риголетто Джильда,
возлюбленная Манрико Леонора, королева Елизавета («Дон Карлос») не просто
обаятельные героини. Именно они, благодаря цельности натуры и способности
любить, по-настоящему противостоят злу, хотя в столкновении с ним погибают
первыми. Традиционный для итальянской оперы персонаж — героиня второго плана,
поющая низким голосом (меццо-сопрано, контральто), — у Верди претерпел
изменения. Это, пожалуй, самые сложные и сильные характеры в операх
композитора, и исполнение таких партий требует незаурядного актёрского
мастерства. Наиболее интересны образы Азучены («Трубадур») и Эболи («Дон
Карлос»).
Верди сохранил традиционное
для итальянской оперы деление действия на отдельные номера, но сумел добиться
тесной связи между ними, сделать развитие событий динамичным, а композицию
стройной. Красота и мелодичность музыки не только заставляют слушателя
сопереживать герою, но и дают возможность просто наслаждаться пением, а певцу
позволяют раскрыть перед публикой и характер персонажа, и собственные вокальные
возможности.
Женские образы стали
главными в двух операх Верди — «Травиате» и «Аиде». «Травиата» (1853 г.), написанная по
пьесе французского писателя Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»,
провалилась на премьере. Публику шокировало, что автор обратился к современной
жизни (обычно действие опер относилось в прошлое). Друзья композитора позже
советовали ему перенести события в XVI столетие. Вызывал негодование и сюжет: в произведении
рассказывалось о жизни так называемой дамы полусвета (слово «травиата» в
переводе с итальянского значит «падшая женщина»). В опере три главных
действующих лица: героиня — Виолетта, её возлюбленный — Альфред и отец Альфреда
— Жорж Жермон (он хочет, чтобы сын порвал с Виолеттой). История женщины,
испытавшей после долгих лет легкомысленной жизни настоящее чувство, красота и
сила её любви показаны в музыке тонко и проникновенно, о сложных отношениях
между героями рассказано очень деликатно. Драматургический стержень оперы —
развёрнутые дуэты; именно в них раскрываются характеры и чувства героев.
«Травиата» стала оперой, в которой окончательно разрушилась устойчивая система
амплуа, персонажи перестали делиться на правых и виноватых. Предыдущая Следующая
|