Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

За «Псковитянкой» последовали другие оперы — «Майская ночь» (1879 г.; по повести Н. В. Гоголя), опера-сказка «Снегурочка» (1881 г.; по пьесе А. Н. Островского), опера-балет «Млада» (1890 г.; либретто написано по сказаниям западных славян), «Ночь перед Рождеством» (1895 г.; по повести Н. В. Гоголя).

Николай Андреевич Римский-Корсаков.

129

 

 

Эскиз афиши к опере «Снегурочка». Художник К. А. Коровин.

Мир сказаний и былин всё больше привлекал композитора. В опере-былине «Садко» (1897 г.), рассказывающей о новгородском гусляре, картины городского быта Новгорода чередуются с волшебным миром подводного царства.

Римский-Корсаков обращался и к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» (1897 г.; по пьесе А.С. Пушкина) — одно из наиболее глубоких произведений композитора. Римский-Корсаков следовал идее Пушкина: Моцарт и Сальери противопоставлены — как «гений и злодейство». В «Царской невесте» (1898 г.; по драме Л. А. Мея) композитор рассказал о драматических судьбах своих героев, раскрыл их душевные переживания.

В опере «Сказка о царе Салтане» (1900 г.; на сюжет сказки А.С. Пушкина) Римский-Корсаков прибегает к стилизации под народный жанр. Произведение отличает классическая ясность и стройность композиции и музыки, характеры героев яркие, живые, но при этом в опере есть театральная условность. В «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 г.) автор поставил нравственные и философские проблемы.

Шамаханская царица. Эскиз костюма к опере «Золотой петушок».

Художница Н.С. Гончарова.

Эскиз декораций к опере «Садко». Художник К.А. Коровин.

130

 

 

Свою последнюю оперу-сказку «Золотой петушок» (1907 г.; по одноимённому сочинению А. С. Пушкина) сам автор назвал «небылица в лицах». Эту оперу можно назвать остросатирическим произведением.

Мелодии вокальных партий и хоровых эпизодов в операх Римского-Корсакова основаны на интонациях русской народной песни. Важнейшую роль играет симфонический оркестр, с помощью которого композитор рисует картины природы, народного быта, сказочные образы. Нередко оркестровая музыка имеет самостоятельное значение, например симфонические картины моря и подводного царства в «Садко», пьеса «Три чуда» в «Сказке о царе Салтане» или батальная сцена «Сеча при Керженце» в «Сказании о невидимом граде Китеже...».

Симфоническое творчество Римского-Корсакова не так значительно по объёму, как оперное, но не менее ценно. К лучшим произведениям относятся «Испанское каприччио» (1887 г.), в котором композитор использовал темы испанских национальных танцев, и сюита «Шехеразада» (1888 г.), написанная по мотивам сборника средневековых арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Н. А. Римский-Корсаков — выдающийся мастер романса. Он создал около восьмидесяти романсов для

Гвидон. Эскиз костюма к опере «Сказка о царе Салтане». Постановка Оперного театра Зимина, Москва. 1908 г.

АНТОН И НИКОЛАЙ РУБИНШТЕЙНЫ

В развитии музыкальной культуры России XIX в. братья Антон и Николай Рубинштейны занимают особое место. Их исполнительская и педагогическая деятельность способствовала тому, что в русской культуре утвердились европейские традиции концертной жизни и музыкального образования. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894) начинал свою творческую жизнь как блестящий пианист-виртуоз (выступал с концертами с десяти лет).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz