|
«ХУДОЖНИК МАТИС» Оперу «Художник Матис» Пауль Хиндемит создал в Современники увидели в опере злободневный политический
манифест, а в отдельных сценах даже конкретный — антифашистский — подтекст.
Так, сцену сожжения на площади города Майнца протестантских книг сравнивали с
уничтожением гитлеровцами запрещённой литературы. Такому восприятию
способствовал и запрет оперы «Художник Матис» в Германии (премьера состоялась в
Цюрихе в Очень важны хоровые сцены, позволяющие глубже понять
трагедию героя. Романтической мечте Матиса о служении людям противопоставлен
народ — ослеплённый ненавистью и невежеством. Фанатичные католики жгут
протестантские книги, а крестьяне-протестанты, врываясь в католический собор, с
той же яростью уничтожают церковную скульптуру и утварь. Такому народу художник
не нужен. 167 Партитура
сочинения «Игра тональностей». это произведение относится к лучшим творениям мастера. Одна
из самых интересных работ позднего периода творчества Хиндемита — опера
«Гармония мира» ( Музыку оперы нередко сравнивают со зрелыми произведениями Рихарда Вагнера: действие построено на непрерывном речитативе, сложна и выразительна партия оркестра. Сюжетная линия развивается медленно, порой даже кажется, что дискуссии героев для автора важнее, чем музыкальное содержание. Большую часть оперы занимает диалог Кеплера с германским императором Рудольфом Валленштейном. Последний одержим мечтой о гигантской мировой империи, в которой он сможет установить идеальный порядок Его мечты — «кривое зеркало» идей Кеплера, и великий математик нужен Валленштейну как орудие достижения цели. Кеплер незаметно для себя принимает доводы императора и пытается помочь ему удержать власть, тем самым, ставя свою науку на службу войне. Сюжет, абсолютно чуждый законам оперного жанра, был актуален для человека 50-х гг. XX в., который понял, что оборотная сторона научных достижений — атомная бомба. |