Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

С 50-х гг. в музыке, как и в других видах искусства (например, в театре), существует такое направление, как хеппенинг (от англ. happening — «случающееся», «происходящее»). Его истоком можно считать произведение «4'33"» (1954 г.) американского композитора Джона Кейджа (родился в 1912 г.). На сцену выходит пианист, который четыре минуты тридцать три секунды... молча сидит за роялем, потом встаёт и уходит. Премьера прошла со скандалом: просвещённая публика решила, что над ней просто издеваются, а обыватель получил возможность снисходительно заметить: «Так и я могу». Намерение шокировать публику, безусловно, входило в планы автора,

184

 

 

Джон Кейдж.

но оно не было самоцелью. По мнению исследователей, Кейдж превратил в музыкальное произведение явления окружающей действительности: тишину в ожидании начала игры, звуки, производимые слушателями (покашливания, шёпот, скрип стульев и т. д.). Публика и музыкант таким образом выступали и в роли исполнителей, и в роли авторов стихийно возникшей пьесы. Музыка превращалась из слухового образа в образ зрительный. Это и стало в дальнейшем отличительной чертой хеппенинга: исполнение произведения становится, фактически, беззвучной пантомимой.

Появление новых методов и стилей привело к изменениям в системе записи музыки. Композиторы стали искать способы, передающие только общее направление движения мелодии, так как нередко изменения высоты звуков были столь тонкими, что не поддавались точной записи. Музыкальный текст мог приобрести вид графика или сложной схемы. Иногда это приводило к совершенно неожиданным результатам. Так, партитура оркестровой пьесы «Мета-

стазис» (1953 г.) известного греческого композитора Яниса Ксенакеса (родился в 1922 г.) одновременно являлась и архитектурным проектом павильона фирмы «Филипс» на Всемирной выставке в Брюсселе. Произошло это, конечно, не случайно: композитор помимо музыки

АЛЕАТОРИКА И СОНОРИКА

В музыке авангарда сложилось два принципиально новых метода сочинения — алеаторика и сонорика. Метод алеаторики (от лат. alea — «игральная кость», «жребий», «случайность») основан на том, что автор позволяет исполнителю свободно менять местами музыкальные фразы и даже целые разделы произведения. Музыкант, играющий или поющий подобную композицию, превращается таким образом из исполнителя в соавтора. Сочинение перестаёт быть устойчивым текстом, созданным заранее, и фактически рождается перед слушателем каждый раз заново. Сонорика (от лат. sonorus— «звонкий», «шумный») предполагает самые смелые эксперименты в области звуковых красок. Главной звуковой единицей для композитора является не отдельный звук (нота), а сонор — комбинация звуков разной высоты и тембра. В отличие от общепринятых сочетаний звуков — интервалов и аккордов — в соноре нельзя определить расстояние между звуками, распознать на слух каждый по отдельности. Задача автора — составление оригинальных по тембру соноров и затем соединение их в музыкальную ткань. Композиторы-авангардисты много внимания уделяют разработке новых способов игры на инструментах, созданию разных вариантов сочетаний традиционных звуков со звуками немузыкальных предметов. В хоровой сонорной музыке широко применяется шёпот, крик или одновременное исполнение несколькими группами певцов музыки на разные тексты.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz