Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Широко пользоваться «волшебным фонарём» стали с середины XVIII в. Английский художник Уиль-

«Волшебный фонарь». Рисунок из книги А. Кирхера «Великое искусство света и теней». 1671 г.

422

 

 

ям Хогарт изобразил его на гравюре «Ярмарка в Саутуорке» (1745 г.).

Наряду с «волшебными фонарями» существовал другой тип устройств, показывавших картинки не «на белом полотне», как писал Пушкин (т. е. не на экране), а через окуляр, в который нужно заглядывать. Имелось много видов таких аппаратов, объединённых общим названием «оптический ящик». В одном из рассказов В. Ф. Одоевского «ящик» именуется «косморамой» и описывается следующим образом: герой получает в детстве подарок — «род коробки, облепленной цветною бумажкою, на которой золотом были нарисованы цветы, лица и разные фигуры». Кроме того, «в ящике было круглое стекло» (сквозь которое следовало смотреть) и «разные вырезанные картинки». Герой «долго разбирал картинки: тут были пастухи, коровки, тирольцы, турки, были и богато наряженные дамы, и офицеры». В названии «косморама» присутствует слово «космос»: предполагалось, что «ящик» способен показывать весь мир, целую Вселенную.

«Оптические ящики» и «волшебные фонари» воплощали совершенно разные способы демонстрации картинок. «Волшебный фонарь» показывает их открыто, т. е. не хранит

картинки в себе, а выбрасывает на белое полотно экрана. «Оптическому ящику» несвойственна открытость — в него следует заглядывать, будто в замочную скважину.

Оба принципа столкнулись, когда изобреталось кино. Победа осталась за открытой демонстрацией, присущей «волшебному фонарю». Знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон хотел «заставить» зрителей просматривать «записи» через окуляр. Разработанный Эдисоном аппарат — кинетоскоп выглядел как большой ящик с «глазком»; внутри ящика двигалась плёнка. Зритель, заплатив двадцать пять центов, припадал к «глазку» и полминуты наслаждался «движущимися картинами». Эдисон получил патент на кинетоскоп 31 июля 1891 г., за четыре с половиной года до Люмьера, а первый просмотровый зал «Кинетоскоп Парлор», где стояло десять ящиков с окулярами, он открыл 14 апреля 1894 г. — за полтора года до первого публичного сеанса, на котором Люмьер продемонстрировал своё изобретение.

«Оптический ящик».

Просмотровый зал Эдисона.

1767 г. «Московские ведомости» приглашали публику на представления, которые давал «господин Тезие, бывший королевский французский механик». Он «...неусыпным своим старанием изобрёл новую физическую оптическую машину, посредством которой... удивительным перспективным представлением по правилам архитектуры показывает города, замки, церкви, сады, гавани, триумфальные ворота и прочие любопытства достойные вещи».

423

 

 

Современная разновидность «волшебного фонаря» — диапроектор, с помощью которого можно смотреть «рассказ в картинках» — диафильм. Они нужны были для занятий в школах и в институтах, ими пользовались для домашних просмотров. Ныне диапроекторы вытеснены видеомагнитофонами.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz