Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Главная причина победы кинематографа Люмьера состояла, вероятно, в том, что он в большей мере, чем кинетоскоп Эдисона, осуществлял столь важный для зрителя принцип присутствия. Кинетоскоп Эдисона не обеспечивал такого эффекта. «Подглядывание» в «глазок» оставляло ощущение, что увиденные события как бы таятся от зрителя.

ЗАПИСЬ ДВИЖЕНИЯ

«Волшебный фонарь» позволил показывать неподвижные картинки на экране. Но как запечатлеть, записать движения предметов?

Сам принцип был открыт до изобретения кино. Он основан на особом свойстве человеческого зрения. Попробуйте обжечь в костре палку, так чтобы на конце образовался светящийся уголёк, а затем стремительно вращайте её. Будут видны не отдельные яркие точки, а цельный, непрерывный круг. Так получается потому, что отражения, попав на сетчатку глаза, не исчезают сразу, но задерживаются на мельчайшие доли секунды. Если одно отражение не успевает исчезнуть, когда на сетчатку попадает другое, они воспринимаются не раздельно, а слитно, оттого в случае с палкой и появляется непрерывный круг. Способность сетчатки задерживать отражения учёные назвали персистенцией (от лат. persistere — «пребывать», «оставаться»).

Явление персистенции начали методически исследовать в первые десятилетия XIX в., интуитивно же о нём догадывались ещё в древности. Римский поэт Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» писал:

Столь велика быстрота

и столько

 есть образов всяких.

Только лишь первый исчез, как

 сейчас же в ином положеньи

новый родится за ним, а нам

 кажется, двинулся первый.

В основе кинематографической записи лежит именно явление персистенции. Если взять готовую плёнку и рассмотреть её, можно увидеть отдельные кадры, «разбивающие» движение на мельчайшие фазы. Во время показа кадры стремительно сменяют друг друга, создавая иллюзию, что запечатлённые люди и вещи движутся.

Однако чтобы каждое движение отчётливо и ясно «прочитывалось», пришлось использовать ещё один оптический феномен. Если стремительно и безостановочно протягивать плёнку в проекторе, изображение смажется, как в случае с палкой, когда вместо отдельных точек мы видим непрерывный круг. Если же плёнку останавливать на время более короткое, чем длится персистенция, глаз успевает «схватить» картинку и различить детали. Когда же на картинку наложится следующая, с новой фазой движения, изображение смазываться уже не будет — глаз, различивший детали, увидит происшедшие изменения. Такое видение получило название «стробоскопический (от греч. «стро'бос» — «вихрь», «кружение» и «ско'пео» — «смотрю») эффект».

Значит, чтобы на экране мы воспринимали движения отдельных предметов, необходимы два противоположных процесса: стремительное прокручивание плёнки и регулярные, повторяющиеся со строгой периодичностью остановки. Иначе не будет достигнут стробоскопический эффект, а экранное изображение получится смазанным.

Стробоскоп.

424

 

 

Выход был найден случайно. Учёный, занимавшийся исследованием персистенции, обедал в кафе, окна которого были задёрнуты полосатыми шторами, а между полосами имелись просветы. Учёный с удивлением заметил, что ехавший по улице экипаж кажется неподвижным, когда попадает в просвет штор. Это наблюдение послужило идеей для создания обтюратора (от лат. obturare — «закупоривать», «закрывать выход»). Его назначение состояло в том, чтобы на кратчайший миг перекрывать движение предметов — тогда глаз успевает воспринять якобы неподвижную картинку действительно как неподвижную.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz