|
Около Не все
грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проекты, Леонардо удавалось
осуществить. Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро,
продолжалось (с перерывами) более десяти лет, но она так и не была отлита в
бронзе. Глиняная модель монумента в натуральную величину, установленная в одном
из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватившими
Милан. Это
единственное крупное скульптурное произведение Леонардо да Винчи получило
высокую оценку современников. Представление о статуе можно составить на основании
рисунков, запечатлевших разные варианты и этапы работы над ней. Первоначально
статуя изображала всадника в стремительном движении, на вздыбленном коне, Андреа
Верроккьо и Леонардо да Винчи. Крещение
Христа (ангел слева принадлежит кисти Леонардо да Винчи). XV
в. Галерея Уффици, Флоренция. но ее
отливка оказалась технически невозможной; позднее мастер нашёл более спокойное
решение. Памятник Сфорца должен был более чем в полтора раза превысить конные
монументы, выполненные Леонардо
да Винчи. Благовещение. Галерея Уффици, Флоренция. 445 Леонардо
да Винчи. Поклонение
волхвов. Фрагмент. XV в. Галерея Уффици, Флоренция. Донателло и
Верроккьо. Монумент прозвали Великим Колоссом. До нашего
времени дошли живописные работы Леонардо миланского периода. Первой алтарной
композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте» (1483— 1494 гг.).
Живописец отошёл от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала
торжественная скованность. В алтарной картине Леонардо мало фигур: женственная
Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и
коленопреклонённый ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны,
естественно связаны с окружающей их средой. Это подобие грота среди тёмных
базальтовых скал с просветом в глубине — типичный для Леонардо пейзаж: в целом
фантастически таинственный, но в частностях — в изображении каждого растения,
каждого цветка среди густой травы — выполненный с точным знанием природных
форм. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость.
Итальянцы этот приём Леонардо называли сфумато. В Милане,
по-видимому, мастер создал полотно «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»).
Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к
большей обобщённости и идеальности образа. Изображён не определённый момент, а
некое длительное состояние спокойной радости, в которое погружена молодая
прекрасная женщина, кормящая грудью ребёнка. Выразительна четкость
уравновешенной композиции с двумя симметрично расположенными окнами, между
которыми вписан живой и гибкий силуэт женской полуфигуры. Холодный ясный свет
озаряет её тонкое, мягко вылепленное лицо с полуопущенным взором и лёгкой, еле
уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей звучность тонам
голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые
тёмно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьёзен его
внимательный взгляд, устремлённый на зрителя. |