|
Сандро
Боттичелли. Рождение
Венеры. XV в. Галерея Уффици, Флоренция. хаичный для
своего времени приём — тончайшую штриховку золотом некоторых деталей, среди
них — цветы, плоды, лучи, венцы, рисунок тканей. Восхитительны отдельные
фигуры и группы, особенно три танцующие грации. Покоряет прелесть очертаний
их фигур, одежд, словно сотканных из воздуха, движений рук, касаний пальцев.
Пронизанный музыкальным ритмом танца, трепетом линий, образ трёх граций
прославляет наступающую Весну, праздник природы, *Пессимизм
— мрачное мироощущение, настроение безысходности. Пессимист — человек, не
верящий в будущее. 437 Сандро
Боттичелли. Мария
с Младенцем и Иоанном Крестителем. Дерево, темпера. Дрезденская галерея,
Германия. человеческих
чувств. Но в картине Боттичелли чувствуется свойственный его искусству оттенок
грусти, холодноватой отрешённости. Персонажи погружены в себя, внутренне
одиноки. Более
непосредственно воспринимается картина «Рождение Венеры», не столь сильно
связанная с аллегорическим подтекстом. Это одно из самых пленительных созданий
мировой живописи. Картина изображает Венеру, богиню любви и красоты, плывущую
на большой раковине. «Лодку» подгоняют к берегу летящие, сплетённые в объятиях
бог и богиня ветра. На берегу Венеру поджидает
нимфа, которая спешит накинуть на её плечи светло-малиновое покрывало, затканное
цветами. Мастер золотит развеваемые ветром волосы Венеры, и это придаёт её
женственному облику что-то неземное. Явление божества, далёкого от реальности,
отражено и в гамме холодных, прозрачных, светлых красок. В живописи
раннего Возрождения среди множества лиц — прекрасных и почти уродливых, но
всегда значительных — образы женщин, девушек, юношей и детей, принадлежащие
кисти Боттичелли, узнаются сразу. Их отличает не классическая правильность
черт, не миловидность, а обаяние безгрешной чистоты, беззащитности,
невысказанной грусти. Образ Венеры — высшее воплощение этого идеала. Через
четыре столетия люди всматриваются в её ясные черты и находят в них нечто
волнующее и притягательное. В начале
90-х гг. XV столетия в творчестве Боттичелли произошёл решительный перелом. На него
оказали сильнейшее влияние страстные проповеди доминиканского монаха
Савонаролы, обличавшего папство, аристократию, богатых и гуманистическую
культуру. Когда в На улицах
запылали костры, в которых горели предметы роскоши и даже произведения
искусства. Боттичелли с его жадным интересом к политической жизни и
страстностью религиозных исканий мучительно метался между гуманистической
ренессансной культурой художественного кружка при дворе Медичи и призывами к
аскетизму Савонаролы. Сильное впечатление на мастера произвела казнь монаха,
обвинённого в ереси: он был повешен перед Паласио Веккьо, а затем сожжён на
костре. В позднем
периоде творчества Боттичелли предпочитал писать картины на религиозные сюжеты |