|
Венец
архитектурного гения Микеланджело — собор Святого Петра, где мастер развил
идею центричности, автором которой был Браманте. И всё же главное творение
Микеланджело-зодчего — грандиозный, вознесённый к небу купол над центральной
частью храма. Внутри он кажется лёгким и пронизанным светом, покоряюще
прекрасным. Купол Микеланлжело царит над всем Вечным городом, над бесчисленными
архитектурными памятниками, которыми так богат Рим. 457 ПОТОЛОК СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ Это
великое живописное творение Микеланджело — плод его непрерывной четырёхлетней
работы с мая Роспись
Сикстинской капеллы грандиозна не только из-за своих размеров. Она захватывает
титаническим характером образов, неистовых страстей, величием деяний. На ней
предстаёт вся история человечества начиная от первых дней Творения. Это
торжественный гимн творческой мощи и красоте свободного человека. При помощи
архитектурных форм, воспроизведённых средствами живописи, потолок разделён на
части. Каждая представляет собой самостоятельное изображение, однако роспись в
целом обладает поразительным единством. Композиции,
занимающие девять полей средней части, изображают сцены библейских легенд — от
сотворения Вселенной до Всемирного потопа. По углам каждой композиции помешены
фигуры юношей-атлетов — прекрасных, полных безудержной радости жизни, они
поддерживают медальоны и тяжёлые гирлянды из дубовых листьев. В изображении
первых дней Творения исполинская мощь образов достигает апогея. В росписи
«Отделение света от тьмы» гигантская фигура Бога-Созидателя в вихре облаков
побеждает первозданный хаос. В «Сотворении светил» летящий в космическом
пространстве Бог Саваоф предстаёт дважды, и это усиливает впечатление
стремительности и размаха его полёта. Жестом широко раскрытых рук могучий
старец творит светила. Адам — олицетворение молодости, телесной красоты и ещё
скрытого в нём богатства сил — пробуждается к жизни от прикосновения руки
летящего Саваофа, вселяющего в первочеловека энергию, силу и волю. В
«Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная, как богиня, Ева
бросает вызов судьбе, смело принимая от змея-искусителя запретный плод. На той
же фреске изображено, как ангел с мечом в руке изгоняет прародителей из рая.
Если фрески потолка ликующе торжественны, то настроением печали и нарастающей
тревоги овеяны росписи в промежутках между окнами, условно называемые «Предки
Христа». Героические деяния уступают место жизни человека, полной горестей и
невзгод. Микеланджело Буонарроти. Пророк Исаия. Фреска. XVI
в. |