|
233 Эжен Делакруа. Смерть Сарданапала. Здесь
Делакруа обращается к древней истории. Ассирийский царь Сарданапал (легендарное
имя царя Ашшурбанипала; 669 — около 633 гг.
до н. э.), дворец которого окружили врага, приказал слугам сжечь его самого и
всё, чем он владел, — женщин, лошадей, драгоценности. Мрачный деспот тяжело
опустился на ложе, а вокруг него кружится жуткий хоровод из человеческих и
конских тел, золота и пурпура, стали и крови. Бешеный ритм кисти Делакруа
заставляет вспомнить насмешки критиков: «Этот человек пишет пьяной метлой».
Позы бьющихся в конвульсиях рабынь и яркие алые пятна выглядят как предвестие
языков пламени, в котором погибнет Сарданапал. силуэты вооружённых турок.
Большинство пленников безучастны к своей судьбе, лишь дети тщетно умоляют
родителей защитить их. Далее — панорама залитой солнцем долины; здесь среди
ослепительно белых домиков происходит избиение греков (то же ждёт и персонажей
первого плана). Затем возникает новая тёмная полоса — море, сменяясь светлой —
небом. По силе воздействия на зрителя «Хиосская резня» могла сравниться только
с «Плотом „Медузы"». Но образный язык Делакруа иной, чем у Жерико: это не
сухой и точный стиль репортёра, а возвышенная речь автора классической
трагедии. Турецкий всадник, который тащит за собой девушку-гречанку, выглядит
своеобразным символом порабощения. Не менее символичны и другие фигуры:
мёртвая мать, к груди которой тянется младенец; обнажённый раненый грек — его
кровь уходит в сухую землю, а рядом валяются сломанный кинжал и опустошённая
грабителями сумка. Уже закончив «Хиосскую резню»,
Делакруа увидел в Салоне несколько полотен английского пейзажиста Джона
Констебла и переписал свою картину, полностью изменив её колорит. Видимо,
только тогда ему удалось добиться в пейзаже этой волшебной лёгкости переходов
от коричневого тона к ярко-жёлтому и от иссиня-чёрного к серебристо-серому.
Мастерски передан спокойный, щедро окрашенный солнцем воздух южного полдня —
он даёт жизнь неподвижным фигурам. Искусственное восстановление
власти Бурбонов (эпоха Реставрации) не могло не тормозить развития общества.
Все жертвы и победы Великой Французской революции и империи оказались
напрасными. В июле Делакруа опять почувствовал интерес
к современности и создал в |