Предыдущая Следующая
Для работы над картиной «Клятва
Горациев» (1784 г.)
Давид уехал в Рим. Когда полотно было закончено и художник выставил его для
публики, началось настоящее паломничество римлян и иностранцев в его
мастерскую. Действие картины разворачивается во внутреннем дворике
древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них
оливково-серые сумерки. На втором плане — трёхпролётная аркада; в каждую из
арок вписана одна или несколько фигур. В середине стоит отец семейства, слева
от него — готовые к сражению сыновья, справа — оцепеневшие от горя и страха
женщины с детьми. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным
линиям фигур воинов. В основе всей композиции число три: три арки, три группы
персонажей, три меча, три руки, с готовностью протянутые к оружию. Эти
троекратные повторения наполняют всю сцену настроением бодрой собранности:
любое движение сразу обретает утроенную силу.
Следующим государственным
заказом Давида стала картина «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789 г.). Луций Юний Брут —
легендарный основатель республиканского строя в Риме, возглавивший восстание
римлян против царя Тарквиния Гордого (VI в. до
н. э.), — приговорил к смерти двоих сыновей за участие в монархическом
заговоре. В этом полотне почти повторена композиция «Клятвы Горациев», но все
акценты смещены. Брут безмолвно сидит в густой тени колоннады. В центре
картины женщины; в «Горациях» они безмолвствуют, в «Бруте» же бурно оплакивают
казнённых сыновей и братьев. Это финальный акт исторической драмы: когда герой
сделал своё дело и может уйти со сцены, обретают голос жертвы его суровой
доблести.
«Брут» был выставлен в Салоне 1789 г. вскоре после штурма
Бастилии. Давид сразу нашёл полное понимание у восставших парижан. Отныне
все знали его как живописца, «чей гений предвосхитил революцию». В октябре 1790 г. большую картину
Давиду заказал Якобинский клуб, объединявший наиболее решительных деятелей
Великой Французской революции. Художнику предстояло запечатлеть событие, послужившее
причиной её начала. Когда 20 июня 1789 г. король Людовик XVI попытался
распустить заседавшее во Дворце малых забав в Версале Национальное собрание,
его депутаты обосновались в Зале для игры в мяч на улице Святого Франциска в
Париже и поклялись не расходиться до тех пор, пока не вырабо-
Жак Луи Давид.
Ликторы приносят Бруту
тела его сыновей. 1789 г.
Лувр, Париж.
*Ликторы — в Древнем Риме
служители, сопровождавшие и охранявшие высших должностных лиц государства.
220
«СМЕРТЬ МАРАТА» ЖАКА ЛУИ ДАВИДА
13 июля 1793 г., спустя полтора
месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан
Поль Марат (1743—1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени
Шарлотта Корде. Картина «Смерть Марата» (1793 г.) была закончена художником меньше чем
за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Давид, посетивший Марата
накануне его смерти, а затем назначенный распорядителем похорон, хорошо знал
обстоятельства убийства. В момент гибели Марат сидел в ванне: из-за кожной
болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Не являются
вымыслом художника и залатанные простыни, и простой деревянный ящик,
заменявший стол. Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью,
под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному
герою. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность.
Ванна напоминает саркофаг; ящик, на котором, как на пьедестале, начертано
посвящение: «Марату — Давид», — выразительный рубеж, разделяющий погибшего и
зрителей; пустое сумеречное пространство фона — образ вечности, где пребывает
павший герой. Предыдущая Следующая
|