|
Первый
план картины залит идущим сверху светом; тело Марата и предметы вокруг,
написанные плотными мазками неярких, но предельно насыщенных красок, почти
осязаемы. Нейтральный фон исполнен в более лёгкой и зыбкой манере, в его
тёмной глубине тускло светятся искорки мазков. Все детали несут определённый
смысл: нож на полу — орудие мученичества Марата; зажатое в руке окровавленное
письмо Корде — её притворная просьба о помощи; лежащая рядом с чернильницей
ассигнация — видимо, последние деньги, которые Марат собирался отдать
просительнице. Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым
коварно воспользова- лась
убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к
нему под предлогом доноса. Картина «Смерть Марата» — политический миф,
созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность
сплетается с вымыслом. Жак Луи Давид. Смерть Марата. тают конституцию. К В сентябре законодательный и исполнительный
орган Первой республики, а после переворота 31 мая — 2 июня После нового переворота в июле 221 Жак Луи Давид. Сабинянки, останавливающие битву между
римлянами и сабинянами. 1 795—1 799 гг. Лувр, Париж. следствием. Однако он сумел
доказать свою непричастность к массовым казням 1793—1794 гг. и был освобождён
в августе В 1795—1799 гг. Давид вместе с
учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между
римлянами и сабинянами». По его словам, он хотел «изобразить античные нравы с
такой точностью, чтобы греки и римляне, доведись им увидеть мою работу, не
сочли бы меня чуждым своим обычаям». Тем не менее художник вновь избрал сюжет,
созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между
римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в
тогдашней Франции как призыв к гражданскому миру. Однако огромная, перегруженная
фигурами картина вызвала у зрителей лишь насмешки. В |