Предыдущая Следующая
ход Бонапарта через перевал
Сен-Бернар» (1800 г.)
художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода
в Италию. Неподвижная, как монумент, фигура полководца на вздыбленном коне
возвышается на фоне безжизненных линий гор-
Жак Луи Давид.
Переход Бонапарта через
перевал Сен-Бернар. 1800 г.
Национальный музей,
Версаль.
*Сабины (сабиняне) — древние
племена, населявшие Центральную Италию; сыграли важную роль в становлении
римского народа.
**Ганнибал (247 или 246— 183
до н. э.) — карфагенский полководец в одной из войн Карфагена (древнего
города-государства в Северной Африке, на территории современного Туниса) с
Древним Римом.
***Карл Великий (742— 814) —
король германского племени франков с 768 г, император с 800 г.; создал первую крупную
средневековую державу в Западной Европе.
222
ных хребтов: кажется, что весь
мир замер, послушный властному жесту победителя. Камни под ногами коня —
своеобразный пьедестал: на них выбиты имена трёх великих завоевателей,
прошедших этой дорогой, — Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона.
Провозглашённый в 1804 г.
императором Наполеон назначил Давида «первым живописцем». Он безошибочно
выбрал талантливейшего мастера своего времени и одного из лучших в истории
художников-пропагандистов. В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и
императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.» (1807 г.) Давид создал
очередной миф — блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на
зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата.
После поражения Наполеона Давид,
который в своё время проголосовал в Конвенте за смертный приговор Людовику XVI, был
вынужден покинуть Францию. Художник уехал в Брюссель (принадлежавший тогда
Жак Луи Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800 г.
Лувр, Париж.
В своих
портретах мастер находил для каждой модели особые выразительные средства. Этот
портрет благодаря плавности линий, законченности форм, величию образа
отличается классическим совершенством.
Жак Луи Давид.
Портрет Наполеона. 1812
г.
Национальная галерея, Вашингтон.
В 1812 г. Давид писал императора
в последний раз. Портрет Наполеона в рабочем кабинете замечателен неожиданной
трактовкой образа. Император предстает здесь как рачительный и заботливый
хозяин Европы: он проработал всю ночь — свеча над его бумагами догорает, а
часы уже напоминают о следующем пункте расписания — пора ехать на военный
смотр. Прежде чем пристегнуть шпагу, Наполеон бросает на зрителя значительный
взгляд — жизнь вашего императора нелегка...
223
АНТУАН ГРО
(1771—1835)
Жан Антуан
Гро, сын парижского миниатюриста, с четырнадцати лет занимался в мастерской
Жака Луи Давида, не разделяя, однако, революционных убеждений своего учителя.
В 1793 г.
он уехал в Италию и поселился в Генуе. Здесь Гро прожил три года и снискал
славу замечательного портретиста. 1796— 1801 гг. мастер провёл в свите жены
Наполеона Жозефины в Милане; там он стал членом комиссии, Предыдущая Следующая
|