Предыдущая Следующая
которая
отбирала художественные ценности для вывоза во Францию, затем был назначен
офицером штаба наполеоновской армии.
В 1801 г. художник вернулся в
Париж и выставил в Салоне картину «Наполеон на Аркольском мосту» (1797 г.). Гро запечатлел
одну из первых побед Наполеона: в ноябре 1796 г., во время жестоких боёв за мост близ
итальянского городка Арколе, молодой генерал лично возглавил атаку и французы
овладели переправой. На фоне сумрачного неба предстаёт стройная, твёрдо
очерченная
фигура полководца, уверенно шагающего навстречу вражескому огню. Эта работа принесла
художнику успех. Давид почтил ученика, сказав ему: «Вы оживили мои статуи».
Гро с
самого начала отказался от классических сюжетов — его больше привлекала
современная история. Работая над серией картин, посвяшённых египетско-сирийской
экспедиции наполеоновской армии (1798—1799 гг.), он, в сущности, открыл Восток
для европейской живописи XIX столетия. В 1799 г. французские войска в
Сирии сильно пострадали от чумы; говорили, что больные солдаты были отравлены
по приказу Наполеона. Желая опровергнуть эти обвинения, он заказал Гро картину
«Бонапарт, посещающий зачумлённых в Яффе» (1804 г.).
Другим
вкладом Гро в «наполеоновскую легенду» явилась картина «Наполеон на поле битвы
при Эйлау» (1808 г.).
Здесь император, разбивший соединённую русско-прусскую армию, предстаёт как
милосердный победитель, велящий оказать помощь раненым врагам. В этой сиене
немало фальши, но трагизм войны передан без прикрас: небо черно от дыма; на
первом плане громоздятся замёрзшие трупы, среди которых шевелятся раненые; в
глубине картины на снежной равнине проступают грязно-жёлтые пятна: тоже груды
тел, припорошенные снегом...
После
падения Наполеона Давид, изгнанный из Франции, оставил Гро своих учеников.
Возглавив мастерскую учителя, Гро подчинил своё творчество его взглядам и стал
насаждать классицизм. Он отрёкся от всего, чему служил в искусстве, когда в 1825 г. закончил роспись купола
Пантеона в Париже, заменив изображение Наполеона фигурой Людовика XVIII. Король пожаловал Гро баронский титул за эту
работу, но художник прекрасно видел её слабости. Вскоре
шестидесятичетырёхлетний Гро покончил с собой.
Антуан Гро. Наполеон на Аркольском мосту. Этюд. 1797 г. Лувр, Париж.
224
Антуан Гро.
Бонапарт, посещающий зачумлённых в Яффе. 1804 г. Лувр, Париж.
Антуан Гро.
Наполеон на поле битвы при Эйлау. 1808 г. Лувр, Париж.
225
Нидерландскому королевству),
где жил до самой смерти. Он продолжал работать: прилежно, но уже без подъёма
писал портреты таких же, как он, изгнанников и произведения на античные сюжеты.
ЖАН ОГЮСТ
ДОМИНИК ЭНГР
(1780—1867)
Жан Огюст Доминик Энгр был приверженцем
классических идеалов — и при этом художником глубоко самобытным, чуждым всякой
фальши, скуки и рутины.
Энгр родился в городке
Монтобан на юге Франции. Его отец был скульптором-декоратором и живописцем. В 1796 г. Энгр перебрался в
Париж, поступил в мастерскую Жака Луи Давида, но около 1800 г. навсегда рассорился
со своим учителем. В 1802 г.
Энгр был награждён Римской премией и получил право поехать в Италию за счёт
французского правительства, однако поездку отложили на неопределённый срок
из-за скудности бюджета. Художник остался в Париже, зарабатывая на жизнь
портретами. Энгр Предыдущая Следующая
|