Предыдущая Следующая
всегда брался за них неохотно,
считая портрет слишком мелкой для себя задачей, хотя именно в этом жанре он
достиг наивысшего мастерства.
В 1806 г. Энгр наконец смог отправиться
в Италию. Когда истёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на
свой страх и риск. Молодой живописец с головой погрузился в изучение
художественного наследия античности и эпохи Возрождения. Энгр пытался передать
в живописи декоративные возможности различных видов старого искусства: выразительность
силуэтов древнегреческой вазописи — в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г.) и «Юпитер и Фетида»
(1811 г.);
пластику скульптурного рельефа — в работах «Сон Оссиана» (1813 г.), «Вергилий, читающий
„Энеиду" семье императора Августа» (1819 г.); насыщенные краски готической
миниатюры — в картине «Паоло и Франческа» (1819 г.).
В 1824 г. Энгр вернулся во
Францию. В монументальном полотне, заказанном министром внутренних дел Франции
— «Обет Людовика XIII,
просящего покровительства Богоматери для
Французского королевства» (1824
г.), он подражал живописному стилю кумира тогдашней
публики, итальянского мастера эпохи Возрождения Рафаэля. Картина, выставленная
в парижском Салоне 1824 г.
вместе с «Хиосской резнёй» Эжена Делакруа, принесла Энгру первый крупный успех.
Отныне французские живописцы — противники романтизма — видели в нём своего
вождя.
Тогда же Энгру было заказано
живописное произведение для собора французского города Отен, Художнику
надлежало изобразить покровителя города Святого Симфориона. Этого знатного
жителя римской колонии, положившей начало Отену, в конце II в.
казнили за то, что он исповедовал христианство. Над картиной «Мучение Святого
Симфориона» (1834 г.)
Энгр проработал десять лет, сделав более ста
Жан Огюст Доминик Энгр.
Эдип и Сфинкс. 1808 г. Лувр, Париж.
226
Жан Огюст Доминик Энгр.
Портрет мадам Ривьер. 1805
г. Лувр, Париж.
В 1805 г. Энгр написал
портреты преуспевающего чиновника Филибера Ривьера, его жены и пятнадцатилетней
дочери. Каждый из членов семейства Ривьер изображён за любимым занятием: отец
просматривает гравюры, мать полулежит на мягкой кушетке, дочь гуляет по берегу
реки. Естественность ситуации помогла художнику полнее раскрыть характеры,
этой же цели подчинены все выразительные средства, начиная с формата картин.
Прямоугольное обрамление подчёркивает светскую важность и чопорность господина
Ривьера, овал — ленивую грацию госпожи Ривьер, а полукруглое завершение рамы,
как у картин эпохи Возрождения, — романтическую задумчивость их дочери. Основа
художественного языка Энгра — чёткий, но пластичный и как бы одушевлённый
контур. На первый взгляд его палитра — простое сочетание ярких несмешанных
красок; только приглядевшись, зритель открывает удивительное богатство тонов в
этих красных, серых, белых пятнах.
Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Филибера Ривьера. 1805 г.
Лувр, Париж.
Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадемуазель Ривьер. 1805 г. Лувр, Париж.
227
Предыдущая Следующая
|