Предыдущая Следующая
Творческая биография Энгра занимает
всю первую половину XIX в.: он учился у Жака
Луи Давида и пережил Эжена Делакруа. Мастер неприязненно относился к романтикам,
взбунтовавшимся против академических традиций; поборники неоклассицизма
считали его вождём. Однако в своих произведениях Энгр воплотил собственное,
глубоко личное представление о красоте. Этим он оказался внутренне близок
мастерам второй половины XIX— XX столетий.
ТЕОДОР
ЖЕРИКО
(1791 —
1824)
Впервые о Жане Луи Андре
Теодоре Жерико заговорили в 1812
г., когда двадцатилетний ученик художественной
мастерской отважился выставить в Салоне картину «Офицер конных егерей
императорской гвардии, идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812 г.). Лихой
229
Теодор Жерико.
Офицер конных егерей
императорской гвардии, идущий в атаку (Портрет лейтенанта Р. Дьедонне). 1812 г. Лувр, Париж.
всадник на полотне не
позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь картины,
в сизо-багровое пекло боя; даже зрители чувствуют себя солдатами, которых
ведёт за собой Дьедонне.
Успех первой картины Жерико
был омрачён известием о разгроме армии Наполеона Бонапарта в России. Чувства
французов, познавших горечь поражения, отразила новая картина молодого
художника — «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814 г.). Французский
историк Жюль Мишле писал, что Теодор Жерико создал «как бы эпитафию солдату
1814 года».
В 1816—1817 гг. Жерико жил в
Италии. Знакомство с произведениями мастеров эпохи Возрождения сочеталось с
впечатлениями от повседневной жизни. Художника особенно увлекли скачки
неосёдланных лошадей, которые он увидел в дни февральского карнавала в Риме. В
живописной серии «Бег свободных лошадей» (1817 г.) кисти Жерико
доступна и выразительная точность репортажа, и сдержанная героика в
неоклассическом духе. В этих произведениях окончательно сформировался его
индивидуальный стиль: мощные, грубоватые формы переданы большими подвижными
пятнами света.
Вернувшись в Париж, художник
задумал картину в память о событии, взволновавшем всю Францию. В июле 1816 г. близ островов Зелёного
Мыса (у побережья Западной Африки) корабль «Медуза» под командованием
неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель. Тогда
капитан и его приближённые уплыли в шлюпках, бросив на произвол судьбы плот со
ста пятьюдесятью матросами и пассажирами, из которых выжило только пятнадцать
человек. Двенадцать дней спустя их спасло судно «Аргус». В картине «Плот
„Медузы"» (1818— 1819 гг.) Жерико добивался максимального правдоподобия.
Два года он разыскивал людей, переживших трагедию в океане, делал зарисовки в
больницах и моргах, писал этюды моря в Гавре, портовом городе на северном
побережье Франции. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит
всех ютящихся на нём людей. На первом плане — фигуры умерших и обезумевших; они
написаны в натуральную величину. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены
на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным
платком команде «Аргуса». Но корабль далеко, у самого горизонта, там ещё не
заметили терпящих бедствие, а ветер относит их плот в противоположную сторону.
То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой Предыдущая Следующая
|