|
Франческо
Борромини. Церковь
Сант-Аньезе. 1653—1661 гг. Рим. Франческо
Борромини. Церковь
Сант-Аньезе. Интерьер. 1653—1661 гг. Рим. Лоренцо
Бернини. Фонтан
«Четыре реки». 1648—1651
гг. Рим. Лоренцо
Бернини. Фонтан
«Четыре реки». Фрагмент. 1648—1651 гг. Рим. «остановленное мгновение» он запечатлевал в камне. Невозможно забыть пытливое и властное выражение лица,
живо переданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе, выполненном около 1б32
г. Полон глубокого обаяния образ возлюбленной скульптора Констанции
Буонарелли (около который он виртуозно передавал через жесты, неожиданные
ракурсы, выражение лица, гибкую и подвижную мимику. Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих
композиций — «Экстаз Святой Терезы» (1645—1652 гг.) для алтаря капеллы
семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Святая Тереза
Авильская жила в Испании в XVI в., занималась
богословием, реформировала монашеский орден кармелиток. Бернини изобразил мистическое
видение, описанное в её духовном сочинении: «Я видела ангела в телесном
обличье по левую ру- 14 Лоренцо Бернини. Портрет кардинала
Шипионе Боргезе. Фрагмент. Около Лоренцо
Бернини. Похищение
Прозерпины. 1621—1622 гг. Галерея Боргезе, Рим. Скульптурная группа на тему из
древнеримской мифологии построена на противопоставлении двух образов — могучего
бога подземного мира Плутона и нежной, изящной Прозерпины (дочери богини
плодородия Цереры), которую Плутон похитил, чтобы сделать своей женой. Фигура
Прозерпины уменьшена в размерах, и этим ещё сильнее подчёркнута тщетность её
сопротивления. ку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в
его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И затем
показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил моё сердце и проник
до самых моих внутренностей, а когда он извлёк стрелу, показалось мне, что он
взял с нею моё сердце, и он оставил меня воспламенённой великой любовью к
Богу». Беломраморную группу — Святую Терезу и ангела — мастер поместил среди
колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие
Божественный свет. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим
светом насквозь. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне
похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты. Её фигура почти не угадывается
за крупными, выразительно вылепленными складками одежды; кажется, что в их
волнах рождаются новое тело и новая душа, а за внешней мертвенной
неподвижностью скрывается гигантское движение духа. Бернини всю жизнь сопутствовали признание и успех. Круг
его заказчиков составляли папы, кардиналы и высшая римская
аристократия. Творчество Бернини во многом определило пути
развития всей |