|
Лоренцо
Бернини. Аполлон
и Дафна. 1622—1624 гг. Галерея Боргезе, Рим. В основу композиции положен сюжет из
произведения древнеримского поэта Овидия «Метаморфозы»: бог Аполлон преследует
нимфу по имени Дафна, которая стремилась соблюсти целомудрие. В момент, когда
Аполлон уже почти настиг свою жертву, произошло чудо: бога превратили Дафну в
лавровое дерево. 15 Лоренцо Бернини. Экстаз Святой Терезы. 1645—1652
гг. Капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Витториа, Рим. европейской культуры XVII в. В
лучших его работах виден настоящий мастер, вошедший в искусство со своей темой
— темой духовного преображения человека. ЖИВОПИСЬ БОЛОНСКАЯ АКАДЕМИЯ Болонский академизм — направление, возникшее в конце XVI в. и
занявшее в XVII столетии значительное место в итальянской живописи. Отношение к его
представителям менялось с течением времени. Современники считали академистов
выдающимися мастерами, однако спустя столетие их совсем забыли, а в XIX в.
обвинили в подражании слабым сторонам живописи Возрождения. «Академия вступивших на правильный путь» — так
называлась небольшая частная мастерская, созданная в Болонье в Такая точка зрения имела под собой серьёзные основания.
Во второй половине XVI в. большое влияние на
живописцев оказывали теоретики маньеризма — направления, возникшего в
искусстве Италии ещё в 20—30-е гг. Они утверждали, что нет и не может быть
художественных идеалов, общих для всех. Художник создаёт свои произведения на
основе Божественного вдохновения, по природе своей стихийного, непредсказуемого
и не ограниченного ремесленными правилами. Краски не могут передать всей полноты
и тонкости замысла, вложенного Богом в душу художника, и поэтому нельзя судить
о ценности картины по её техническому исполнению. Обучение мастерству не
считалось столь уж важным делом. Академия противостояла этим взглядам. Есть вечный идеал
красоты, заявляли братья Карраччи, он воплощён в искусстве античности,
Возрождения, и прежде всего в творчестве Рафаэля. В академии основное
внимание уделялось постоянным упражнениям в техническом мастерстве. Его
уровень зависел, по мнению братьев Карраччи, не только от ловкости кисти, но и
от образования и остроты интеллекта, поэтому в их программе появились
теоретические курсы: история, мифология и анатомия. Одна из первых работ болонских академистов — выполненные
Аннибале и Агостино Карраччи и Аннибале Карраччи, Агостино
Карраччи. Триумф Вакха и Ариадны. 1597—1604
гг. Палаццо Фарнезе, Рим. 16 несколькими учениками в 1597— 1604 гг. фрески на сюжеты
«Метаморфоз» Овидия в палаццо Фарнезе в Риме. В их оформлении чувствуется сильное
влияние монументальной живописи Микеланджело. Однако в отличие от него у
братьев Карраччи на первом месте стоит абстрактная красота живописи —
правильность рисунка, уравновешенность цветовых пятен, ясная композиция. Совершенство
формы занимало их гораздо больше, чем содержание. |