|
Среди первого поколения выпускников академии особой
популярностью пользовались Гвидо Рени (1575—1642), Доменикино (настоящее имя
Доменико Цампьери, 1581 — 1641) и Гверчино (настоящее имя Франческо Барбьери,
1591 — 1666). Работы этих живописцев отличает высокий уровень техники, но в то
же время эмоциональная холодность, поверхностное прочтение сюжетов. И тем не
менее у каждого из них есть интересные черты. Так, в картине Доменикино «Последнее причащение Святого
Иеронима» ( «Аврора» (1621 — 1623 гг.), плафон Гверчино в римской
вилле Людовизи, поражает зрителя захватывающей энергией, с которой движутся
богиня утренней зари на колеснице и другие персонажи. Интересны рисунки
Гверчино, выполненные, как правило, пером с лёгкой размывкой кистью. В этих
композициях виртуозность техники стала уже не ремеслом, а высоким искусством. Особое место среди академистов занимает Сальватор Роза
(1615— 1673). Его пейзажи не имеют ничего общего с прекрасной античностью.
Обычно это изображения глухих лесных чащ, одиноких скал, пустынных равнин с
заброшенными руинами. Здесь непременно присутствуют люди: солдаты, бродяги,
особенно часто разбойники (в Италии XVII в.
банды разбойников порой держали в страхе города и це- Гверчино. Аврора. 1621—1623 гг.
Вилла Людовизи. Рим. лые провинции). Разбойник в произведениях Розы
символизирует присутствие в природе некоей мрачной, стихийной силы. Влияние
академических традиций сказывается в ясной, упорядоченной композиции, в
стремлении «облагородить» и «подправить» натуру. При всей своей противоречивости болонские академисты
сыграли в развитии живописи очень важную роль. Принципы обучения художника,
разработанные братьями Карраччи, легли в основу академической системы
образования, существующей до сих пор. Сальватор Роза. Мужской портрет (Портрет
бандита). 40-е гг. XVII в. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. *Плафон (франц. plafond — «потолок») — потолок или его центральная часть, украшенные живописным
либо скульптурным изображением, орнаментом. 17 МОНУМЕНТАЛЬНАЯ
ЖИВОПИСЬ БАРОККО Традиции монументальной живописи
барокко сложились к 30-м гг. XVII в. Росписи в куполах и на сводах храмов и
дворцов должны были стать образом тех мистических видений, которые даются
человеку в момент Божественного озарения. Сюжеты плафонов разрабатывали в
разных вариантах две темы: торжество Божественной справедливости и прославление
на небесах Христа, Богоматери и святых. У истоков монументальной живописи
барокко стоит художник из Пармы Джованни Ланфранко (1582— 1647). На
выполненной им купольной фреске римского храма Сант-Андреа делла Балле
«Вознесение Богоматери» (1625—1627 гг.) фигуры Богоматери, святых и ангелов
изображены в сложных ракурсах и кажутся стремительно летящими вверх — в
небесную высь. Идеи Ланфранко получили продолжение
в творчестве Пьетро Берреттини да Кортоны (1596—1669). Композиция «Аллегория
Божественного провидения» (1633—1639 гг.) из палаццо Барберини в Риме
впечатляет своими размерами и обилием персонажей. Множество фигур, устремлённых
в разные стороны, создают иллюзию бесконечно расширяющегося пространства. |